Так, Сергей Рукшин, профессор РГПУ им. А.И. Герцена, замдиректора петербургского физико-математического лицея № 239 всерьез обеспокоен тем, что в год двойного юбилея – 80-летия создания в СССР системы работы с одаренными школьниками и 50-летия создания в нашем городе специализированных физматшкол, распространившихся впоследствии по всей стране, старейшую ленинградскую математическую олимпиаду, например, причислили к олимпиадам второго уровня, т.е. не гарантирующую в случае победы в ней 100 % поступление в вуз. Беспокоит Рукшина, признающего, что в Петербурге дела с образованием одаренных обстоят намного лучше, чем по стране, и падение доступности специализированных школ. Ведь были времена, когда для получения высококачественного образования школьникам не надо было переезжать в Москву, Ленинград или Новосибирск. Что же касается прочих олимпиад, которые изначально назначены для выявления талантов, то ныне они служат скорее «пропуском в рай» - альтернативой поступления в вуз по результатам ЕГЭ.
Максим Пратусевич, директор лицея № 239, победитель Всероссийского конкурса «Директор школы России» конкретизирует: «Работа по образованию одаренных детей делится на две части: общее образование и дополнительное, внешкольное развитие имеющихся у них способностей. Первая проблема: как найти одаренных детей? Проблема вторая: что с ними после этого делать? Если второй вопрос мало-мальски понятен, потому что система работы с одаренными (увы, с искажениями) еще жива, то как найти того талантливого ребенка, который сегодня живет, быть может, в сельской глуши? Кто этим должен заниматься и кто будет обеспечивать его образование? И этот вопрос требует изменения подхода к его решению, причем с помощью привлечения информационных технологий. Подходов пока нет, хотя регионам позволено образовывать нетиповые учреждения среднего образования. Но это перекладывание воли на регионы, как раз, и говорит о том, что нет внятной государственной политики в отношении образования одаренных детей». Словно подтверждая предположение Пратусевича, Юрий Соляников, первый заместитель председателя комитета по образованию Санкт-Петербурга заявляет: «Новый закон «Об образовании», по моему мнению, не несет никакого кардинального изменения ситуации. Все заслуги и достижения, имеющиеся в Петербурге сохраняются, и список специализированных учреждений при наличии критической массы талантливых педагогов может быть продолжен. Задача комитета по образованию – каждому школьнику с первого по одиннадцатый класс предоставить как можно больше возможностей, а участие в таких соревновательных мероприятиях как олимпиады – это дело добровольное. Тут важно еще то, насколько родители заинтересованы в развитии своего ребенка». Такая позиция чиновника, выражающего государственный подход к проблеме, возмущает Анатолия Шалыто, завкафедрой «Технологии программирования» Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики, лауреата премии правительства в области образования: «Работа с детьми дело добровольное? А в Сингапуре не добровольное, а государственное. Наши успехи будут зависеть только от того, будут ли у нас одаренные дети или нет, будем мы ими заниматься с детского сада или со школы или нет, для кого мы их будем готовить. Во многих вузах говорят: «Нас так хорошо готовили, что в Майкрософт на работу взяли…», а меня волнует подготовка ребят для России. Как сохранить в вузах и в стране лучших? У меня есть ребята, которые по нескольку раз побеждали на мировых олимпиадах… Вот учится он в университете добровольно, добровольно побеждает, а что дальше? Добровольно уезжает из страны? Я придумал, как оставлять лучших ребят в России. Нужно создать такие условия, которые бы заставили их остаться, лучшие условия. Мы ничего теперь никому не дарим: ни газ, ни нефть, ни квартиры, а вот мозги дарим миру бесконечно: мальчики потыркаются, потыркаются и уехдут. У меня работает публика, которая принимала участие не только в командных олимпиадах, но и в индивидуальных, то есть ребята, засвеченные в мире: на постоянной основе четыре чемпиона мира работают, два призера и еще человек двадцать победителей… Я считаю, что есть три вида зарплаты: недостойная – это которую государство платит, пристойная – которую я могу обеспечить и достойная – это та, которую платят в известных компаниях. Важно еше, сколько работник работает на себя и сколько на работодателя: в Гугле, например, на себя работают 20 % времени, а на компанию – 80 %. А я создал пропорцию обратную… К этим детям надо относится не как к одаренным, а как к своим» |