На этот раз в постановке задействовано 140 артистов. Версия - максимально консервативная.
Рассказывают, что «Пламя Парижа» едва ли не самый любимый балет Сталина. Вождь посещал постановку, в которой дворяне - сплошь подлецы, а народ - отважен и прекрасен, не меньше 15 раз. От детской упрощенности, делящей характеры Французской революции строго на плохие и хорошие, решили не отказываться и сегодня.
Михаил Мессерер, главный балетмейстер Михайловского театра:
«Конечно, со стороны восставшего народа и правоты восставшего народа. Но в этом и прелесть этого спектакля. Мы понимаем, что все не так просто. И ужасы революции ужасами остаются. Тем не менее, мы решили показать спектакль таким, какой он был поставлен в свое время».
И дело не в идеологии. Балетмейстеру Михаилу Мессереру импонируют хореографические решения знаменитого Василия Вайнонена, ставившего в Северной столице «Пламя Парижа» еще в начале 30-х. А именно - мастерство играть ритмами и темпами. Тут и академично танцующий Версаль. И Париж, наводненный народом, в том числе легендарными марсельцами под предводительством славного Филиппа.
Исполнитель этой роли Иван Васильев уже имеет революционный стаж на сцене. Французского бунтаря он танцевал в Москве, когда «Пламя Парижа» пять лет назад в Большом ставил Алексей Ратманский.
Иван Васильев, исполнитель роли Филиппа
«Я знал основу. Но спектакль абсолютно отличается от того, который танцевал я. Это два разных абсолютно спектакля. И два спектакля по-своему очень интересны».
Петербургский вариант - более консервативный. Балет восстанавливался по воспоминаниям, фотографиям, документам. Но сильнее всего хореографу помог 20-минутный фрагмент фильма полувековой давности. И все же новые ходы взыскательной публике, которая помнит старое доброе советское «Пламя», ждать стоит.
Оксана Бондарева, исполнительница роли Жанны:
«Моя героиня Жанна танцует марсельский танец в нехарактерной обуви, а на пуантах. Это ей дает возможность сделать больше виртуозных движений, элементов, показать много техники».
Версаль падет, народ будет чувствовать себя победившим и ликовать. Об итогах Великой французской революции уже спорят два века, будут спорить и дальше, но к балету это не имеет никакого отношения. |