Талант – это перспектива, он раскрывается постепенно, с приобретением навыков и опыта (вспомните русскую пословицу «Пока талант получат, век учат»!). А вот одаренность - высокий по сравнению со сверстниками уровень каких-либо способностей, понятие более важное. Одаренность надо постараться выявить и создать все условия для того, чтобы чадо смогло развивать свои способности.
Выявить – еще полдела
Вопрос, что больше принесет пользы человечеству – талант или одаренность, спорный, хотя при практическом взгляде на вещи перевес окажется на стороне таланта. По мнению Виктории Кокоренко, доцента кафедры психологии Санкт-Петербургской Академии постдипломного педагогического образования (АППО), одаренность – свойство психики, и одаренный человек – редкое явление, но, если уделять больше внимания развитию среднестатистических детей, то шансы вырастить из них талантливых людей значительно возрастают. Уверена в этом и Марина Верховкина, заведующая кафедрой дошкольного образования СПб АППО. «Сегодня, - утверждает Верховкина, - согласно стандарту дошкольного образования, оценивается индивидуальность каждого ребенка. Существует и особая программа под редакцией Леонида Венгера «Одаренный ребенок», направленная на развитие умственных способностей детей».
Программа эта была создана еще в 1995 году. Она рассчитана на работу с детьми, начиная с пятилетнего возраста, причем педагоги и психологи из Центра им. Л.А.Венгера утверждают, что умственно одаренный дошкольник отличается от своих сверстников более высоким уровнем обучаемости, что следует использовать при развитии его способностей. Можно, конечно, попытаться дать ему больший объем знаний, но специалисты мягко предупреждают, что это приведет лишь к досрочному освоению школьной программы и только. Если же, не нагружая ребенка избыточными знаниями, поддерживать его одаренность, создать условия для ее реализации и развития, успехов можно ожидать самых невероятных.
Кто в ответе?
Как говорит Любовь Ванюшкина, заведующая кафедрой культурологического образования СПб АППО, концепция и программа по работе с одаренными детьми в Петербурге существует уже несколько лет. Работа эта требует невероятной тщательности и деликатности: педагоги не имеют права на проведение интеллектуальной или иной селекции среди детей, ведь как уже говорилось выше, способности есть у каждого ребенка. Но, специалист утверждает, что вести такую работу должны не только детский сад или школа, но и многие социокультурные учреждения. Хотя от деятельности образовательного учреждения зависит многое: именно там должна быть создана развивающая среда, комфортная для поддерживания, а не искусственной стимуляции потенциала личности. Но, по словам Ванюшкиной, сегодня типовой модели такого учреждения просто не существует. Поэтому огромная ответственность лежит именно на родительских плечах. Сопредседатель Городского родительского комитета Михаил Богданов считает, что родители не должны предъявлять к своим детям неоправданно завышенные требования. Это одна из самых распространенных родительских ошибок, нередко приводящая к разочарованию в собственном ребенке, и, чтобы не совершить ее, следует помнить, что выявляя одаренность, родители помогают своему дитяте выйти на дорогу самоопределения, прямым ходом ведущую к счастью самореализации. Но в родительские обязанности входит и воспитание в ребенке четкое понимание того, что как нет прав без ответственности, так нет и талантов без труда.
Чтобы ребенок состоялся
Но родители, уделяющие сегодня достаточно внимания своим детям, по мнению Константина Тхостова, директора лицея №369 Красносельского района, не просто редкость, а вымирающий вид. «В лучшем случае, - констатирует педагог, - сегодняшние родители, ориентированные на работу и выживание, видят своего ребенка два раза в день – утром перед работой и вечером после работы. Какое уж тут выявление способностей и развитие талантов! Для этого нужна гармония во взаимоотношениях с ребенком. Ведь даже в школе, где он проводит достаточно времени, порой выявить все невозможно. Родители не должны терять веру в собственного ребенка, но и не должны помешать ему сделать выбор». Поддерживает директора школы и психолог Виктория Кокоренко. «Даже не надо создавать каких-то особых условий для ребенка, - говорит она. – Просто попробуйте понять, что интересно ребенку делать вместе с вами, и обеспечьте разнообразие таких занятий». Важный совет дают и представители СПб АППО: право поиска истины самим ребенком священно, как и его право на совершение ошибок. Задача родителей – поддерживать свое чадо всегда – в победах и поражениях в удачах и неприятностях. Ведь там, где есть настоящие любовь и взаимопонимание, дети всегда будут наделены способностями, талантами и уверенностью в завтрашнем дне. |