|  Новости   |  Фото   |  Видео   |  События   |  Блоги   
Политика | Экономика | Общество | В мире | Город | Скандал | Криминал | Культура | Спорт | Здоровье | История | Образование | Туризм | Соседи | Происшествия | Наука | Шеф-повар АН | Досуг | 
Статьи  //  Город  
Кто должен защитить потребителя от подделок?
Для борьбы с контрафактами и фальсификатами нужна неподдельная политическая воля
Кто должен защитить потребителя от подделок?

Контрафакт выявлен, а что дальше? В Китае контрафакт уничтожают безжалостно
Екатерина Омецинская // АН No. 49 (391). 19.12.2013

С 1 января 2014 года согласно вступлению в силу поправок, внесенных правительством РФ в Уголовно-процессуальный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях, любая контрафактная продукция легкой промышленности при обнаружении подлежит уничтожению.

Контрафакт – не что иное как подделка, очень часто обманывающая потребителя незаконно употребленными именем производителя или известной торговой маркой. Во всем мире покупатели избегают любого намека на контафактное происхождение товара, но у России особенная гордость: наши люди, напротив, скорее предпочтут именитому подлиннику товара его подделку. Причина простая: подделка обойдется потребителю в несколько раз дешевле. И этот секрет Полишинеля известен был в нашей стране всем, даже начальнику главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России Денису Сугробову, который еще полтора года назад констатировал: «Люди покупаются на низкие цены, но при этом забывают, к каким тяжким последствиям может привести использование подделок. Это и аллергические реакции от некачественной одежды, косметики и парфюмерии, возникновение серьезных заболеваний из-за поддельных лекарственных средств и биологически активных добавок, пищевые отравления после употребления некачественных продуктов». С тех пор в руки россиян утекло немало контрафакта, ведь по изъятии на таможне его запросто могли отправить… в торговую сеть. Механизм легализации контрафактной продукции подразумевал изъятые на границе товары передавать в Росимущество для сертификации и последующей реализации.



Бедный, бедный покупатель!

Анатолий Голов, сопредседатель Союза потребителей России считает, что от контрафакта в первую очередь страдает потребитель. Рассчитывая получить за свои деньги один товар, он порой получаем и не товар вовсе: джинсы рвутся при первой попытке нагнуться, а подметки на ботинках «сгорают» в течение недели носки (при внешнем сходстве товаров разница в качестве может быть разительной). А вот тому, кто контрафакт производит – хорошо, да и тому, кто его продает тоже неплохо… Проблема, по мнению Голова, состоит в том, что потребитель не может быть профессионалом во всех областях. Если мы разбираемся в электронике то можем ничего не понимать в парфюмерии, или, запросто выбирая верхнюю одежду, ничего не смыслим в качестве кожи. Приходя в магазин, мы обычно верим тому, что написано на ценнике. Те, кто поопытней, зовут продавца и начинают предметно выспрашивать его о товаре, но порой и этот метод никуда не годиться: продавец может знать ровно столько же, сколько написано на этикетке. Этим-то и пользуются те, кто под видом коньяка VSOP производит в соседнем подвале спирт, покрашенный чаем или чем похуже, а из некачественной хлопковой ткани там же шьют то, что должно быть сшито из денима высшей марки. Только купив поддельный товар, мы можем понять, что «здесь что-то не так», а тут уже жалуйся-не жалуйся – деньги-то потеряны…

Согласно новому законодательству, увеличиваются и штрафные санкции за торговлю контрафактом. Для должностных лиц это двукратный размер стоимости товара, но не менее 20 тыс. рублей, для юридических лиц трехкратный размер стоимости товара, но не менее 40 тыс. рублей.

Более того, сами производители боятся бороться с контрафактом: если потенциальные покупатели узнают, что товар подделывают, спрос на него запросто упадет. А сейчас надо бы именно производителям предпринять максимум усилий, чтобы воспитать и образовать своего покупателя, четко объяснить ему, в чем состоят признаки качественного товара. Хотя, как говорит Александр Филиппов, начальник отдела экспертизы качества и оценки контрафактности продукции Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения «Центр контроля качества товаров (продукции), работ и услуг», покупатели осведомлены о гарантирующей подлинность CD и DVD маркировке, но контрафактной продукции и тут хоть отбавляй – от аудиодисков до программного обеспечения. «Контрафакт будет всегда, - почти уверен Филиппов. – Преступники будут осваивать все новые бренды». Замкнутый круг какой-то!

В Европе уже наказывают потребителя за покупку контрафакта. Если европейцу предложат за 50 евро купит сумку, которая должна стоить 1000, он сразу понимает, что это контрафакт. Но у нас-то наглости бизнес-рвачей хватает и на то, чтобы цена была заломлена и на подделку: все равно «публика» у нас не осведомлена о некоторых именах производителей. «Пока не изменится позиция производителей, не возьмут они потребителей в союзники и не начнут их учить отличать подлинное от ложного, толка не будет. Покупатель – не товаровед», - такого мнение представителя Союза потребителей.



Учиться всегда пригодится

А где они нынче, товароведы-то? Помнится при советской власти товароведа имел чуть ли не каждый магазин: они и с претензиями покупателей работали и за экспертизой товара обращались, с них и спрашивали, если что… Умерла что ли профессия?

Светлана Братцева, главный эксперт Департамента экспертизы и сертификации Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты (СПб ТПП) готова спорить, что одним только союзом между покупателем и производителем проблему контрафакта не решить: обучать потребителя, конечно, надо, но без государственной программы борьбы с контрафактом дело не обойдется. Большим шагом в этом направлении Братцева считает принятые в этом году поправки в законодательство: контрафактная продукция легкой промышленности с нового года будет уничтожаться. Немалые усилия для того, чтобы такие решения были приняты, говорит Братцева, предприняла и СПб ТПП.

Важно также, говорит эксперт, чтобы и перемещение, хранение и реализация товара не производились без разрешения правообладателя. Так что все разговоры о введении параллельного импорта (легального ввоза товаров, но не официальными представителями производителя) для нашей страны явно преждевременны. «Если производитель заинтересован в добром имени, то его товар будет отслеживаться, - уверена Братцева. - А если не заинтересован, то никаких заявлений на таможню об отслеживании товара и его маркировке и отличительных признаках будет и не дождаться». Ну, а уж без товароведов, да еще и юридически подкованных, осведомленных в области патентоведения, нам нынче и вовсе не обойтись.

Но пока суд да дело, пока Минпромторг пытается возродить хорошо забытый Знак качества, светлые умы ищут не законодательную, а рукотворную защиту от контрафакта. Так, представители петербургского ООО «Qrolik» готовы начать внедрение в торговые сети стикеры с QR-кодами, уникальными для каждой единицы подлинного товара. Покупателю остается считать код при помощи мобильного телефона с бесплатной программой и все становится ясно – настоящий товар или поддельный. Чтобы стимулировать покупателей, директор по развитию Евгений Милаев хочет привлечь систему скидок, которые будут обналичиваться в виде вознаграждения старательным покупателям. Идея, конечно, оптимистичная, но, может быть, лучше употребить самый верный способ борьбы с контрафактом - политическую волю? Все-таки каждый год экономика из-за подделок теряет 3 миллиарда долларов…

©  АРГУМЕНТЫ НЕДЕЛИ. Санкт-Петербург

Адрес страницы (для ссылок на эту статью): http://AN-Piter.ru/28649

//  Город
  Первоцветы на острове Новая Голландия
  Засыпанный снегом Павловский парк
  Колечко на память
  Зашел в гости
  Оранжерея ЛГУ им. А.С.Пушкина
  Таврическая оранжерея
  На Финском заливе
  Салют 27 января 1944 года
  Зима
  Зима на Среднерогатском пруду
  //  Видеосюжеты
В Петербурге решают судьбу мясокомбината - памятника конструктивизма на Московском проспекте

VK 
//   Новости
  Культура // Запуск игрового чат-бота с призами к выходу фильма «Марс Экспресс»
  Культура // Премьера спектакля «Царь-рыба»
  Культура // Премьера спектакля «Ретро»
  Культура // Юбилейный XXV Международный «Брянцевский фестиваль» детских театральных коллективов
  Экономика // Сергей Миронов разъяснил «должное благосостояние» пенсионеров, о котором сказал Владимир Путин
  Культура // Фильм «Марс Экспресс» появится на экранах российских кинотеатров в мае
    //  Ленинградская область
  Общество // Масленица в музеях Ленобласти
  Культура // Лодейнопольский историко-краеведческий музей
  Культура // Выставка современного искусства в «Эрмитаж-Выборг»
  Досуг // Музеи в часе езды от Петербурга
  Культура // В 2024 году музей-заповедник «Парк Монрепо» открыл свои двери для юных гостей сразу с несколькими экскурсионными программами
//   Объявления
//  Общество
    На Средней Рогатке потерялась собака
30.05
  Работа  Специалист по работе с пользователями, it-специалист
150 000 р.30.05
  Работа  Специалист по сбыту, it-специалист
150 000 р.30.05
  Работа  Менеджер
150 000 р.30.05
  Работа  Директор департамента программных технологий,it-специалист
150 000 р.30.05
//  Культура
Театр для детей в заботе о завтра
XXI фестиваль «Арлекин», завершающий работу в Петербурге, представил в Северной столице две постановки Сойжин Жамбаловой, режиссера Бурятского академического театра драмы им. Х. Намсараева: каждая из них настоящее откровение для иных взрослых.
//  Культура
  «Арлекин» уже близко
//  Культура
  Риск – благородное дело молодых
//  Культура
  Лодейнопольский историко-краеведческий музей
//  Культура
  Подсмотренные истории
//  Город
Первоцветы на острове Новая Голландия
Фото: Средняя Рогатка
//  Город
  Засыпанный снегом Павловский парк
Фото: Средняя Рогатка
//  Город
  Колечко на память
Фото: Эльвина Одинцова
//  Город
  Зашел в гости
Фото: Средняя Рогатка
//  Город
  Оранжерея ЛГУ им. А.С.Пушкина
Фото: Средняя Рогатка


©  AN-Piter.ru
©   АН-Петербург, материалы
с подписью <АН-Петербург>

Свободное использование в Интернет-пространстве текстов, фото и видеоматериалов, опубликованных с на этом сайте, допускается при условии обязательного размещения гиперссылки на источник публикации, точного воспроизведения используемых материалов. Использование материалов в печатных СМИ допускается с письменного разрешения редакции.
РЕКЛАМА


Редакция сайта: yprokofiev@yandex.ru