|  Новости   |  Фото   |  Видео   |  События   |  Блоги   
Политика | Экономика | Общество | В мире | Город | Скандал | Криминал | Культура | Спорт | Здоровье | История | Образование | Туризм | Соседи | Происшествия | Наука | Шеф-повар АН | Досуг | 
Статьи  //  Культура   #Театр
Просто она - мать
Просто она - мать
Екатерина Омецинская // 05.03.14

На снимке: сцена из спектакля. Фото Юлии Кудряшовой

Теперь в Петербурге есть три «Дома Бернарды Альбы»: помимо степенного АБДТ им. Г.А. Товстоногова и дерзкого «А.V.Театр» на постановку самой знаменитой пьесы Федерико Гарсиа Лорки отважился Молодежный театр на Фонтанке.

На афише Молодежного новое имя – режиссер Евгений Титов. Собственно, театр сам взрастил постановщика, который еще в 2004 году вошел в семью обитателей Измайловского сада в качестве актера. Режиссерский дебют Титова оказался более чем достойным: подобной трактовки пьесы «Дом Бернарды Альба» в Петербурге пока еще не было.

Если спросить завзятого театрала «О чем же история?», он без запинки ответит, что Лорка в своей пьесе обострил проблему безграничной родительской власти, которая способна погубить жизни молодого поколения. И образ Бернарды, как правило, так и трактовался - бездушный и безжалостный деспот, не знающий любви. В спектакле Титова все не так. Страдающей стороной становится сама Бернарда Альба, которую сживают со свету пять ее дочерей.

Явление героинь происходит под мерный ритм барабана и «по Лорке»: вереница печальных женщин в траурных одеждах (художник по костюмам Наталья Дружкова), с «каменными» лицами возвращается с похорон отца семейства. Но «по Титову» за закрытой дверью дома внешняя строгость мигом слетает. Оказывается, Бернарда (Екатерина Унтилова) любящая мать, которой просто не очень-то повезло со спутником жизни. Ключевые слова о доме, который на восемь лет должен теперь замкнуться в трауре, здесь произносят радостно и сочетают с улыбками дочерей и материнскими объятиями, словно приветствуют неожиданно свалившуюся на голову после смерти отца свободу. Теперь сформировавшаяся в неволе отчаянная материнская любовь не хочет отпускать дочерей от себя, не желает им жизненных ошибок, самая страшная из которых – существование рядом с нелюбимым человеком. А в остальном Бернарда Унтиловой – женщина как женщина: ни стылой царственности в ней нет, ни назидания. Она и сама рада бы быть любимой, ей самой не хватает человеческого тепла: одиночество невыносимо ей физически, хоть на стену лезь. Но ей не повезло, отсюда и ненависть к покойному мужу (оттого так зло Унтилова приказывает убрать и само напоминание о похоронах – погребальное покрывало с завернутыми в него розами) . А дочерям, считает Бернарда, должно повезти больше, ведь у них такая большая и хорошая семья… Вот и веерами они обмахивают мать так дружно, чтобы спасти от лета, которому нет конца: «И не надо им никаких женихов, им и так хорошо». Но не все спокойно внутри «хоккейной пятерки» дочерей, которым в доме позволено все («не бейте меня, мама» Мартирио произносит даже со смехом – знает, что не ударят). Приближение свадьбы Ангустиас (Надежда Рязанцева) ставит на худом мире крест. Сестры – от горбатой Мартирио (Анна Геллер) до малышки Аделы (Анастасия Тюнина) не только кружево поделить не могут, но и чужого мужчину. Они не умеют жалеть ни друг друга, ни мать, которая, сраженная апоплексическим ударом, а на самом деле человеческой жестокостью и злобой падает, как подкошенная в конце первого действия спектакля.

Решение семейного ужина в доме Бернарды, предложено самим Лоркой. Но у Титова, в начале второго действия спектакля рядовая вечерняя трапеза за огромным семейным столом превращается в Тайную Вечерю, на которой дочери вкушают кровь и плоть матери, отдающей свою жизнь детям: пшеничный каравай и алое вино на белой скатерти… Этот стол Бернарда, одетая в свободную холщовую рубаху, воспринимает как собственный смертный одр. Унтилова играет последствия инсульта, ни на минуту не выходя из образа: шаркающая походка, безвольная понурость, непроизвольные движения головой, нарушение речи. Ее жизнь на выжженной, растрескавшейся земле ее дома (художник-постановщик Елена Беккер) неумолимо идет к концу. Ее, недолюбленную и страдающую ненавидит даже Служанка (Натаья Паллин), и все пояснения «просто хочу, чтобы в доме был мир и лад» уже бессмысленны. Если в первом действии с высокой стены, отделяющей мир Бернарды Альбы от остального мира, на героинь поглядывала одна ворона, то во втором действии, похоже, все любительницы мертвечины слетелись из округи на стену наблюдать за неистовствующими женщинами в отсутствии мужчин. И сожаление «в старину много было чего, что теперь позабыли» звучит предупреждением тем, кто вместе с воронами становится свидетелями краха излишней заботы о детях.

Ансамблевость актерской игры в спектакле очевидна: никто из исполнительниц не перегибает палку, не тянет на себя одеяло (даже Татьяна Григорьева в роли Понсии умеряет свою обычную острую характерность), хотя бесспорное «солирование» Унтиловой в спектакле есть. Но как иначе: это история о ней, о матери, - история о вечной жестокости детей, которая будучи замешанной на природных инстинктах и поощряемая вседозволенностью, губит все подобно напалму: чувства, отношения, людей…

…Кстати любопытная закономерность: в этом сезоне «женские» премьеры - не редкость. Театр им. Ленсовета, Комиссаржевка, Авторский театр, теперь вот Молодежка… И что отрадно, изучают женскую природу сплошь режиссеры-мужчины. Значит, мы еще им интересны.
Адрес страницы (для ссылок на эту статью): http://AN-Piter.ru/28783

 Добавить комментарий:
  Появится после проверки модератором. Не вводить повторно!

   Имя  
Email:   

//  Культура
  Граффити с дверью в новогоднюю советскую квартиру расчистили монетами
  Фарфоровая мода от Татьяны Чапургиной
  Гамлет-утконос
  Выставка «Мир русского дворянства. Балы и торжества»
  В Петербурге будут снимать новую версию "Человека-амфибии"
  Юбилейный концерт, посвященный 100-летию со дня рождения Александра Ивановича Крылова
  В Санкт-Петербурге прошел XIII Международный фестиваль научно-популярного кино «Мир знаний»
  Когда музеи Петербурга можно посетить бесплатно
  В Петропавловской крепости открывают первый музей архитектурной художественной керамики
  Завершился XXVIII международный фестиваль «Послание к человеку»
  //  Видеосюжеты
Лахта Центр

Youtube 



//   События
//  Город
11.07 - 14.07
  Фестиваль GAMMA
//   Новости
  Происшествия // Взрыв на химзаводе в Ленобласти: окна выбиты в радиусе трех километров
  Общество // Вернисаж «Кота Nostra. Хозяева улиц и дворов»
  Культура // Граффити с дверью в новогоднюю советскую квартиру расчистили монетами
  Город // В автобусах Петербурга иностранцы смогут подключить аудиогид
  Общество // Ночлежка вручит новогодние подарки бездомным в Петербурге и Москве
  Общество // «Победа» предлагает бесплатные билеты пассажирам в костюмах Деда Мороза и Снегурочки



    //  Ленинградская область
  Досуг // Места в Ленинградской области, которые стоит увидеть
  История // На Замковом острове в Выборге нашли четыре подземных помещения
  Происшествия // Сбербанк в Приморске взорвали и ограбили
  История // На острове Большой Тютерс военные уничтожили боеприпасы времен Великой Отечественной
  Общество // В Ленинградской области ведут перепись объектов культурного наследия
//   Объявления
  Работа  Инженер
100 000 р.25.05
  Работа  Геолог
100 000 р.25.05
  Работа  Руководитель группы
110 000 р.25.05
  Работа  Директор
110 000 р.25.05
  Работа  Специалист
120 000 р.25.05
//  История
Филипп Георгиевич Старос — американский отец советской микроэлектроники
"Я, американский инженер, – говорил он, – предлагаю программу работ, которая позволит советскому народу обогнать Америку в самой важной гонке ХХ века, превосходящей по своему значению и ядерную, и космическую гонку – первыми создать самые быстродействующие и самые массовые в мире вычислительные машины для обороны страны, для управления производством и просто для рядовых людей..."
//  Культура
  Гамлет-утконос
//  Общество
  Один день из жизни пенсионера
Куда пойти пенсионеру в Петербурге, когда все домашние дела переделаны, родные - на работе или учебе, друзья и знакомые заняты своими делами?...
//  Экономика
  Простая математика апартаментов
//  Город
  Как спасти исторический центр, отремонтировав дома и квартиры, но не расселяя жителей
В историческом центре Петербурга 1378 многоквартирных жилых домов – объектов культурного наследия, которые нуждаются в капремонте. 426 - в неудовлетворительном состоянии, а 48 - в аварийном.
//  Город
Храм на острове
//  Город
  Au Pont Rouge
Au Pont Rouge – универмаг на стыке моды, культуры и современных технологий.
//  Город
  "Лопаты Беглова" уберут снег в городе
В Смольном в срочном порядке собрались главы районов и вице-губернаторы. Совещание было посвящено наиболее острым темам последних дней, одной из которых стала уборка Петербурга от снега и льда.
//  Город
  Рождество на Новой Голландии
Новая Голландия — то место, где можно найти развлечения на любой вкус: от лекций по урбанистике до массовых катаний на коньках...
//  Досуг
  Рождественская тропическая сказка
Ботанический сад вновь принимает у себя выставку «Осколки радуги». В Большой Пальмовой оранжерее демонстрируются удивительной красоты композиции из сортовых орхидей разных форм, размеров и расцветок.



©  AN-Piter.ru
©   АН-Петербург, материалы
с подписью <АН-Петербург>

Свободное использование в Интернет-пространстве текстов, фото и видеоматериалов, опубликованных с на этом сайте, допускается при условии обязательного размещения гиперссылки на источник публикации, точного воспроизведения используемых материалов. Использование материалов в печатных СМИ допускается с письменного разрешения редакции.
РЕКЛАМА +7 (951) 640-04-49


Редактор сайта: yprokofiev@yandex.ru