|  Новости   |  Фото   |  Видео   |  События   |  Блоги   
Политика | Экономика | Общество | В мире | Город | Скандал | Криминал | Культура | Спорт | Здоровье | История | Образование | Туризм | Соседи | Происшествия | Наука | Шеф-повар АН | Досуг | 
Статьи  //  Культура   #Театр
Просто она - мать
AN-Piter.ru Просто она - мать
Екатерина Омецинская // 05.03.14

На снимке: сцена из спектакля. Фото Юлии Кудряшовой

Теперь в Петербурге есть три «Дома Бернарды Альбы»: помимо степенного АБДТ им. Г.А. Товстоногова и дерзкого «А.V.Театр» на постановку самой знаменитой пьесы Федерико Гарсиа Лорки отважился Молодежный театр на Фонтанке.

На афише Молодежного новое имя – режиссер Евгений Титов. Собственно, театр сам взрастил постановщика, который еще в 2004 году вошел в семью обитателей Измайловского сада в качестве актера. Режиссерский дебют Титова оказался более чем достойным: подобной трактовки пьесы «Дом Бернарды Альба» в Петербурге пока еще не было.

Если спросить завзятого театрала «О чем же история?», он без запинки ответит, что Лорка в своей пьесе обострил проблему безграничной родительской власти, которая способна погубить жизни молодого поколения. И образ Бернарды, как правило, так и трактовался - бездушный и безжалостный деспот, не знающий любви. В спектакле Титова все не так. Страдающей стороной становится сама Бернарда Альба, которую сживают со свету пять ее дочерей.

Явление героинь происходит под мерный ритм барабана и «по Лорке»: вереница печальных женщин в траурных одеждах (художник по костюмам Наталья Дружкова), с «каменными» лицами возвращается с похорон отца семейства. Но «по Титову» за закрытой дверью дома внешняя строгость мигом слетает. Оказывается, Бернарда (Екатерина Унтилова) любящая мать, которой просто не очень-то повезло со спутником жизни. Ключевые слова о доме, который на восемь лет должен теперь замкнуться в трауре, здесь произносят радостно и сочетают с улыбками дочерей и материнскими объятиями, словно приветствуют неожиданно свалившуюся на голову после смерти отца свободу. Теперь сформировавшаяся в неволе отчаянная материнская любовь не хочет отпускать дочерей от себя, не желает им жизненных ошибок, самая страшная из которых – существование рядом с нелюбимым человеком. А в остальном Бернарда Унтиловой – женщина как женщина: ни стылой царственности в ней нет, ни назидания. Она и сама рада бы быть любимой, ей самой не хватает человеческого тепла: одиночество невыносимо ей физически, хоть на стену лезь. Но ей не повезло, отсюда и ненависть к покойному мужу (оттого так зло Унтилова приказывает убрать и само напоминание о похоронах – погребальное покрывало с завернутыми в него розами) . А дочерям, считает Бернарда, должно повезти больше, ведь у них такая большая и хорошая семья… Вот и веерами они обмахивают мать так дружно, чтобы спасти от лета, которому нет конца: «И не надо им никаких женихов, им и так хорошо». Но не все спокойно внутри «хоккейной пятерки» дочерей, которым в доме позволено все («не бейте меня, мама» Мартирио произносит даже со смехом – знает, что не ударят). Приближение свадьбы Ангустиас (Надежда Рязанцева) ставит на худом мире крест. Сестры – от горбатой Мартирио (Анна Геллер) до малышки Аделы (Анастасия Тюнина) не только кружево поделить не могут, но и чужого мужчину. Они не умеют жалеть ни друг друга, ни мать, которая, сраженная апоплексическим ударом, а на самом деле человеческой жестокостью и злобой падает, как подкошенная в конце первого действия спектакля.

Решение семейного ужина в доме Бернарды, предложено самим Лоркой. Но у Титова, в начале второго действия спектакля рядовая вечерняя трапеза за огромным семейным столом превращается в Тайную Вечерю, на которой дочери вкушают кровь и плоть матери, отдающей свою жизнь детям: пшеничный каравай и алое вино на белой скатерти… Этот стол Бернарда, одетая в свободную холщовую рубаху, воспринимает как собственный смертный одр. Унтилова играет последствия инсульта, ни на минуту не выходя из образа: шаркающая походка, безвольная понурость, непроизвольные движения головой, нарушение речи. Ее жизнь на выжженной, растрескавшейся земле ее дома (художник-постановщик Елена Беккер) неумолимо идет к концу. Ее, недолюбленную и страдающую ненавидит даже Служанка (Натаья Паллин), и все пояснения «просто хочу, чтобы в доме был мир и лад» уже бессмысленны. Если в первом действии с высокой стены, отделяющей мир Бернарды Альбы от остального мира, на героинь поглядывала одна ворона, то во втором действии, похоже, все любительницы мертвечины слетелись из округи на стену наблюдать за неистовствующими женщинами в отсутствии мужчин. И сожаление «в старину много было чего, что теперь позабыли» звучит предупреждением тем, кто вместе с воронами становится свидетелями краха излишней заботы о детях.

Ансамблевость актерской игры в спектакле очевидна: никто из исполнительниц не перегибает палку, не тянет на себя одеяло (даже Татьяна Григорьева в роли Понсии умеряет свою обычную острую характерность), хотя бесспорное «солирование» Унтиловой в спектакле есть. Но как иначе: это история о ней, о матери, - история о вечной жестокости детей, которая будучи замешанной на природных инстинктах и поощряемая вседозволенностью, губит все подобно напалму: чувства, отношения, людей…

…Кстати любопытная закономерность: в этом сезоне «женские» премьеры - не редкость. Театр им. Ленсовета, Комиссаржевка, Авторский театр, теперь вот Молодежка… И что отрадно, изучают женскую природу сплошь режиссеры-мужчины. Значит, мы еще им интересны.
Адрес страницы (для ссылок на эту статью): http://AN-Piter.ru/28783

 Добавить комментарий:
  Появится после проверки модератором. Не вводить повторно!

   Имя  
Email:   

//  Культура
  Бесплатные лекции о русской опере на ледоколе "Красин"
  На Новой сцене Александрийского театра состоится ежегодный XXII Международный фестиваль SKIF
  Любите ли вы театр... фотографировать?
  Космическая одиссея страхового агента
  Время Малыщицкого
  Политех объединит поющих инженеров страны
  Елена Бизина: «В хоре все зависит от педагога»
  В Русский музей пустят бесплатно
  Кроха сын к отцу пришел...
  Вся эта вера, надежда, любовь
  //  Видеосюжеты
За разруху и пожар в усадьбе Орловых-Денисовых ответит компания-арендатор
rtr.spb.ru 



//   События
//  Досуг
19.08
    День тельняшки на ледоколе «Красин»
//   Новости
  Общество // Котята с именами футболистов оказались никому не нужны
  Общество // #ЯВОЛОНТЕР шагает по стране
  Общество // Петербуржцев приглашают принять участие в общегородском благотворительном квесте
  Город // В Петербурге 6 памятников культуры сдадут в аренду за 1 рубль
  Соседи // Приехавшие на ЧМ иностранцы начали просить убежище в Финляндии
  Город // В Петербурге устроят «Ночь храмов»



    //  Ленинградская область
  История // Тайна Большого Тютерса. На острове в Финском заливе обнаружен уникальный бункер
  Происшествия // Жители Выборга встретили в порту горбатого кита
  Город // В поселке Путилово завершают восстановление храма Тихвинской иконы Божией Матери
  Здоровье // Клещи стали чаще кусать жителей Ленобласти
  Общество // В Ленобласти спасают лосенка
//   Объявления
  Работа  Инженер
100 000 р.25.05
  Работа  Геолог
100 000 р.25.05
  Работа  Руководитель группы
110 000 р.25.05
  Работа  Директор
110 000 р.25.05
  Работа  Специалист
120 000 р.25.05
//  Наука
РАН решила убрать астрономические наблюдения из Петербурга
1 июля (19 июня по старому стилю) исполняется 180 лет со дня подписания императором Николаем I указа об открытии Пулковской (Главной астрономической) обсерватории. К этой дате «Диалог» решил разобраться в ныне сложившейся ситуации вокруг этого научного учреждения.
//  Культура
  Любите ли вы театр... фотографировать?
Молодежный театр на Фонтанке при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга и Союза журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области выступил с инициативой проведения конкурса театральной фотографии «Театр в объективе».
//  Культура
  Космическая одиссея страхового агента
//  Культура
  Время Малыщицкого
//  Общество
  «Поясни за шмот», или За что бьют подростков
Словосочетание «поясни за шмот» становится все более криминальным. В соцсетях одно за другим появляются сообщества «Паленый зашквар», «Паль или оригинал», «Фонд борьбы с палью», «Поясняем за шмот» и т. д.
//  Культура
Елена Бизина: «В хоре все зависит от педагога»
На протяжении пяти лет в нашем городе проводится масштабное хоровое состязание – Детско-юношеский хоровой чемпионат мира. О возникновении самой идеи чемпионата, о форме его проведения, результатах последнего, пятого по счету певческого соревнования хоров, о планах на будущее рассказывает директор Детско-юношеского хорового чемпионата мира, генеральный директор АНО Центр международного сотрудничества в области культуры «Интер Аспект» Елена Бизина.
//  Здоровье
  КАК СОХРАНИТЬ ДУШЕВНОЕ ЗДОРОВЬЕ?
Каждый седьмой россиянин нуждаются в психотерапевтической помощи
//  Точка зрения
  Как сиюминутная «злоба дня» разрушает инфраструктуру здравоохранения
//  Экономика
  Пекка Вильякайнен: Мы должны быть как китайцы — смотреть и копировать
//  Экономика
  ДЕЛО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВАЖНОСТИ
На Балтийском строят арктический атомный и дизель-электрический флот России



©  AN-Piter.ru
©   ООО <Аргументы недели -
Санкт-Петербург>,
материалы с подписью <АН-Петербург>

Свободное использование в Интернет-пространстве текстов, фото и видеоматериалов, опубликованных с на этом сайте, допускается при условии обязательного размещения гиперссылки на источник публикации, точного воспроизведения используемых материалов. Использование материалов с подписью <АН-Петербург> в печатных СМИ допускается только с письменного разрешения редакции.
РЕКЛАМА +7 (951) 640-04-49


Редактор сайта: yprokofiev@yandex.ru