В нашем городе есть много музеев, которые буквально учат жизни таких ребят. Ведь музеи есть на многих предприятиях и фирмах города. Например, дети побывали на знаменитом фарфоровом заводе, ощутили красоту его изделий. И им даже дали самим расписать белые фарфоровые тарелочки и яйца. Побывали ребята на кондитерской и хлебопекарной фабриках. Так им рассказали об истории предприятий, продемонстрировали продукцию и от души угостили сладостями. Во время экскурсии работники подходили к ребятам, жали им руки, разговаривали с ними. А это так важно для ребят, которые практически отрезаны от мира. А в конце экскурсии ребята в благодарность спели хозяевам свои прекрасные песни. Ведь в школе действует прекрасный хор.
В музеях железнодорожного транспорта, музее трамвая и метрополитена ребята учатся пользоваться транспортом. Они имеют возможность изучить буквально каждый сантиметр салона трамвая, понять, как устроен вагон поезда. Любовь Борисовна даже договорилась, чтобы ребят пустили на стоявший эскалатор метро, чтобы они поняли, как выдвигаются ступени, почему нельзя подкладывать пальцы под поручни, как правильно садиться в вагон метро.
Бывают воспитанники школы-интерната и на экскурсиях в различных училищах города, где ребятам помогают выбрать будущую профессию.
Посетителя укроют пледом
Инвалиды-колясочники, которые еще пять лет назад не могли и из дома выехать, теперь могут свободно посещать музеи. И для этого сегодня делается немало. Например, в городе появился низкопольный общественный транспорт, и места для колясок в салоне. До музея или выставки инвалиды могут добраться по незначительной цене и на социальном такси.
Для слабовидящих людей теперь оборудуются «говорящие» светофоры, которые голосом предупреждают о начале и конце перехода. У зданий музеев оборудуются пандусы, а внутри устанавливаются специальные подъемники.
Такими устройствами оборудован, например, Исаакиевский собор. Инвалид-колясочник на специальном подъемнике может подняться под купол собора. Лифт очень хорошо оборудован, в нем тепло и комфортно. Сотрудники музея проходили не только специальную подготовку, как пользоваться этой новейшей техникой, но и обучались тому, как себя вести с посетителями с ограниченными возможностями. Инвалиды-колясочники, оказавшись в Исаакиевском соборе, кроме необыкновенной красоты города с высоты птичьего полета, отмечают еще и удивительно заботливое отношение к себе. Например, в лифте для них есть зонт, плащ и плед, чтобы гости не промокли и не замерзли в ненастную погоду.
В соборе устраиваются и экскурсии для незрячих людей. Специально для них изготовлен макет собора. Его можно не только ощупать руками, но и разобрать, чтобы осязать каждую его частицу. В соборе есть и тексты экскурсий по Брайлю, языку слепых.
В путешествие по сказке
Своей благородной миссией считают помощь взрослым, а в особенности детям-инвалидам сотрудники Музея Ахматовой Фонтанного дома.
Для этого здесь есть подиум для въезда в музей на колясках, подъемник. Для незрячих людей есть тексты экскурсий по Брайлю. Здесь позволят с некоторыми экспонатами и предметами интерьера познакомиться на ощупь. Приходят сюда экскурсии и с сурдопереводчиками.
Но этим миссия музея далеко е исчерпывается. Так, сотрудники Фонтанного дома стали выезжать в больницы, интернаты и даже на дом к больным детишкам с музейными экспонатами. Эта уникальная акция так и называется « Музей в чемодане».
Сотрудница музея Мария Коростелева рассказала, что в этом чемодане собраны различные вещи наших предков: свечи и перчатки, рукописи и газеты. Их можно потрогать, примерить. О них сотрудники музея расскажут удивительные вещи, прочтут стихи, даже предложат детишкам разгадать викторину о старинных вещах. И после таких бесед у ребят возникает желание продолжить знакомство с родной литературой, искусством и историей города.
С историей Петербурга дети с ограниченными возможностями знакомятся также и путешествуя по городу. Для этого есть и специальный автобус, в котором даже пол опускается, чтобы в него могла въехать коляска. Подростки ходят на экскурсии, делают фотографии, записывают интервью прохожих о городе. А потом составляют своеобразный путеводитель по Петербургу.
Заметим, что на эти экскурсии больные ребятишки ездят с обычными ровесниками. И это учит их общению, не бояться людей и городских улиц. Помогает ощутить себя полноценной личностью.
…Однажды ученики коррекционной школы №25 Петроградского района очутились в сказке про Айболита. Стены школы, шторы, пол стали декорациями к сказке. Они оформлялись не только профессиональными художниками, но и педагогами и самими школьниками.
Ребята смогли отправиться в путешествие по сказке, позвонить по телефону ее героям. А можно было съехать с крутой спинки дивана, который изображал гору. Причем, подушки дивана были набиты камешками и фасолинами: перебирать их полезно больным детишкам, как сеанс физиотерапии. Игрушки издавали различные звуки. А это позволяет развивать слух слабослышащим детям.
Также с помощью сотрудников музея дети могли побывать в гостях у Мумми-Троллей. В этом начинании сотрудникам музея помогала администрация Адмиралтейского района. В этой программе применялась уникальная методика с привлечением врачей специалистов по реабилитации и восстановительного лечения. Была разработана музейщиками и передвижная выставка для незрячих и слабовидящих детей по современной детской поэзии «Стихи на ощупь». Это стихи, превращенные в яркую постановку, в которой дети знакомятся с героями стихов, гадают на ромашке, гладят корову, рассматривают и ощупывают громадного жука и другую живность.
Подчеркнем, что за свою социальную деятельность Фонтанный дом получил звание «Европейского музея года». Перенимать его опыт приходят коллеги из других музеев города, проводят занятия медики, здесь устраиваются выставки коррекционных школ. |