ООН уверена, что к 2030 году в мегаполисах будет проживать 60% населения планеты, а к 2050-му – более 70%. Бог его знает, откуда там, в ООН такая уверенность (зато там сегодня нет никакой уверенности по другим вопросам), но урбанизация на планете и в нашей стране действительно продолжается и продолжает влиять на развитие транспортных систем городов-миллионников. Метро во многих странах в условиях устаревания уличной дорожной сети давно стало спасением. А вот у нас оно нынче может стать спасением далеко не везде: практика СССР, обеспечивавшая строительство метро в любом городе, численность населения которого достигала миллиона жителей, теперь в России не действует. И деньги на строительство метро не всегда идут из федерального бюджета. Вот в Петербурге уже каждой домохозяйке ясно, как важно развитие метросети, но все еще на слуху мартовская история под названием «Как минфин отказал петербургскому метрополитену в трех миллиардах рублей». И отказ был мотивирован четко: мол, не успевают деньги осваивать. А как их освоишь, когда планировали-планировали, а потом оказывается, что земля, где вестибюлю станции по плану быть положено, уже частная, а не государственная… Да и на поддержание в рабочем состоянии того, что уже имеется в распоряжении подземки, требуются немалые средства.
В Москве, понятное дело, решают эти проблемы запросто. Говорит начальник Московского метрополитена Иван Беседин «Для нас острейшей проблемой является перегруженность: некоторые линии исчерпали свою провозную способность и работают в сверхнапряженном режиме. В свете этого Москва приняла беспрецедентную программу развития метрополитена: будут вводиться новые радиальные разгружающие линии, новые пересадочные комплексы, должно быть интегрировано в систему метро малое ж/д кольцо, будет формироваться парковочное пространство у станций, пересматриваться расположение транспортно-пересадочных узлов, где должны учитываться все виды транспорта. Для нас эта программа означает разгрузку сверхнапряженных линий, облегчение перемещения пассажиров внутри метрополитена. Идет значительное пополнение парка вагонов: недавно заключены контракты на поставку 832 вагонов и более чем 1500 вагонов в ближайшие три года. В этом году запланирована большая программа обновления подуличных переходов 90 станций. Внедряем мы и Wi-Fi для повышения комфортности среды». Думается, для нашего метро эти цифры и программы почти фантастика… Зато мы обгоняем столицу кое в чем другом: Москва готова изучать наш опыт по части перевозки людей с ограниченными возможностями: несмотря на то, что петербургское метро остается одним из самых глубоких в стране и в мире, для пассажиров-колясочников используются система вызова сотрудников метро для транспортировки таких людей и специальные гусеничные тележки, фиксирующиеся на эскалаторе. А для людей с ограниченным слухом в нашем метро установлены специальные информаторы, работающие в рамках программы «Говорящий город».
По словам начальника ГУП «Петербургский метрополитен» Владимира Гарюгина, проблемы и задачи у всех метрополитенов одни и те же. Но у нашего метро, уверен Гарюгин, при всех проблемах есть и поводы для гордости. «Период 90-х годов – годов перехода от плановой экономики к рыночной, значительно сказался на темпах развития и состоянии основных фондов, - констатирует начальник ГУП. - Но ленинградский - петербургский метрополитен всегда славился внедрением всего нового: так, мы стали первыми внедрять прогрессивные средства оплаты проезда. Когда переходили на металлические жетоны, добились почти нулевых показателей бесплатного проезда из-за невозможности их подделки и развития системы защиты. Потом перешли на магнитные карты, и опять степень защиты позволила снизить показатели бесплатного проезда. Эти показатели теперь касаются лишь случаев безосновательного пользования льготными билетами. Думаю, на билет, которым неправомерно воспользовались, нам надо налагать трехмесячный или полугодовой «арест», чтобы настоящий владелец им не мог пользоваться. Тогда в значительной степени мы сможем решить эту проблему потерь». Еще в нашем метро применяют для уборки новейшие гипоаллергенные моющие препараты, развивают систему информации, вещающую и на английском языке… А вот с заменой подвижного состава, несмотря на то, что к решению этой проблемы, как и к проблем модернизации и реконструкции, подключился город, у нас дела обстоят поплоше: новые вагоны пока исчисляются в сотнях, а не в тысячах, как в Москве. Да и, хотя петербургскому метрополитену на следующий год стукнет уже 60 лет, развитие сети оставляет желать лучшего - приблизительно половина городского населения живет в районах недоступных для метро. Но Гарюгин говорит, что планы по развитию есть, и не развиваться наше метро, давно нуждающееся в кольцевой линии, просто не может. А деньги… Будем искать. |