Отделение работает в помещении школы-интерната им. К.К. Грота, и жесткого отбора детей при поступлении в музыкальные классы здесь не проводят – дети слишком «особенные», ранимые, и сразу выявить все их способности в полном объеме очень трудно. Обучение слепых и слабовидящих музыке, по сравнению с обычной музыкальной школой, получается более длительным, и занимает 12 лет. Рассказывает Ольга Наумова, заведующая отделением «Музыкальные классы для слепых и слабовидящих детей» СПб ГБОУ ДОД ОЦЭВ: «Наше отделение существует уже 24 года. За это время мы претерпели значительные изменения. Начинали работать по общепринятой методике, постепенно начали учитывать специфику наших детей. Мы составляли и печатали собственные учебные пособия, основанные на применении шрифта Брайля. Сейчас обучение ведется по программе детской школы искусств, причем все наши педагоги выучили азбуку Брайля, представляющую сложность для обычного человека, не умеющего тактильно ощущать точки, являющиеся ее основой. Мы держим курс на профессионализм и грамотность наших учеников, хотя есть сторонники составления обучающих программ для обучения таких детей исключительно по слуху. Изучать нотную грамоту по технике Брайля непросто. Сложно и побудить детей делать это, но мы уверены, что наши ученики должны быть ничем не хуже профессиональных музыкантов, деятельность которых невозможна без знания нот и теории музыки. Наши ребята (конечно, не все, но большой процент), заканчивая обучение у нас, идут на общих основаниях продолжать образование в другие музыкальные учебные заведения – в консерваторию, на музыкальные факультеты областного Пушкинского университета, в специализированные колледжи, кто-то даже едет получать образование в Москву... Мы не просто обучаем ребят, у многих из которых слепота далеко не единственная проблема, фактически мы занимаемся музыкальной терапией. Ведь реабилитация через музыку, через искусство - очень мощная, очень действенная мера: ребята начинают чувствовать, ценить себя совсем по-другому. Мы стараемся воспитывать наших детей так: не надо себя бесконечно жалеть, не надо, чтобы вас жалели другие, ведь вы хорошо поете, хорошо играете. О том же мы говорим и с родителями: не надо все время напоминать ребенку о его недостатке, ведь ваш ребенок талантлив, и это самое главное». Своих учеников Наумова называет большими тружениками, и констатирует, что если даже дети по окончании музыкального класса не продолжают профильное обучение, занятия музыкой дисциплинируют их, приучают планировать свое время и преодолевать себя, иными словами значительно корректируют личность слепого или слабовидящего ребенка. Однако и примеров детей, талант которых стоит особого внимания, на отделении хватает.
Так, уникальной является история ровесницы XXI века Дианы Горбуновой, которая родилась в Астрахани и там же пошла в 2007 году в музыкальную школу. Но родители девочки задались целью найти специализированное образовательное учреждение для детей с нарушениями зрения и, и поиски привели их в Петербург, в ОЦЭВ. Здесь в 2010 году Диана начала заниматься на хоровом отделении, приступила к занятиям вокалом.
Сейчас в репертуаре Дианы «Аве Мария» и «Серенада» Шуберта, «Колыбельная» Дунаевского, «Не ветер, вея с высоты» Римского-Корсакова, «Аллилуйя» Коэна, «Царскосельская статуя» Кюи и многие другие известнейшие вокальные и хоровые произведения. В ОЦЭВ считают, что слепая девочка, родители которой несколько лет назад погибли в автокатастрофе, имея такие вокальные данные, просто обязана продолжать свое музыкальное образование для того, чтобы обрести в жизни свое место по Для помощи таким детям, как Диана Горбунова, и остальным, не менее талантливым ребятам, обучающимся ныне на всех отделениях ОЦЭВ, было инициировано создание Попечительского совета, в состав которого вошли Альберт Чаркин, председатель правления Санкт-Петербургского отделения союза художников России, Анатолий Анненков, член Союза художников России, Наталья Митина, директор государственного академического оркестра им. В.В. Андреева, композитор Виктор Плешак, Надежда Линева, президент РОО «Женщины и экономика Санкт-Петербурга», Ирина Аврамкова, директор Института музыки, театра и хореографии РГПУ им. А.И. Герцена, Анастасия Мельникова, актриса, депутат ЗакС Санкт-Петербурга и Александр Полубенцев, заведующий кафедрой хореографии Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова. Президентом Попечительского совета избран Юрий Хатуевич Темирканов, художественный руководитель Санкт-Петербургской филармонии им. Д.Д. Шостаковича. Каждый из членов попечительского совета будет курировать какое-либо направление образовательной деятельности, конкретное отделение ОЦЭВ, включая и отделение для слепых и слабовидящих детей. На повестке дня организация выставок, концертов, сольных выступлений, конкурсов, фестивалей, образовательная и просветительская деятельность. Практика курации учебных заведений известными людьми для России не нова – в Петербурге лишь в очередной раз возобновили старую традицию. Ведь, как говорил представитель петербургской консерватории Александр Полубенцев, «дети - это наше будущее, это будущее страны, и если они будут культурными, общество тоже будет таковым: без культурного общества не может быть страны». |