|  Новости   |  Фото   |  Видео   |  События   |  Блоги   
Политика | Экономика | Общество | В мире | Город | Скандал | Криминал | Культура | Спорт | Здоровье | История | Образование | Туризм | Соседи | Происшествия | Наука | Шеф-повар АН | Досуг | 
Статьи  //  Культура   #Кино
«Особых ожиданий у меня нет»
«Особых ожиданий у меня нет»

Екатерина Омецинская // 02.03.16

На российские экраны выходит фильм Александра Сокурова «Франкофония», созданный вне России и на европейские деньги. Представлять одного из ста лучших кинорежиссеров мира нет необходимости. Оставаясь всегда при своем мнении, он этого мнения не скрывает, выражая его как в творчестве, так и в личном общении.

О создании фильма

«Франкофония» - совместное производство Германии, Франции и Голландии, и не является документальным фильмом. Это художественная попытка через индивидуальные впечатления человека передать особенности исторического переживания. Пытаясь определить жанр, европейцы придумали подзаголовок «Европейская элегия» - такое лирическое отношение к истории… Название - выдуманное слово, предположение о любви ко всему французскому. Анализируя жизнь немецкого общества после первой мировой войны, я обратил внимание на поголовную влюбленность немецких офицеров во французскую культуру. Это были высокообразованные люди, не раз и не два побывавшие во Франции. Это был единый мир, единое общество, это была война двух сестер. Это означает, что «воюем мы – не воюем, но мы всегда сядем в одном кафе за чашкой кофе». И мы все время стремимся сесть за этот стол, взяться за ручку той же чашки, ан не выходит: мы там – чужие. И попытка понять, почему мы чужие, предпринята в этом фильме. Это не нравится как европейцам, так и моим соотечественникам: в картине мало комплементарного для тех и других. Французы говорят: «У нас не принято говорить об этом». Выход картины совпал с моментом, когда в Европу пошли толпы явных и фиктивных беженцев, и, возможно, кому-то «Франкофония» поможет что-то понять.



О проблеме

Что это за проблема, когда большая цивилизованная страна, считающаяся главным хранилищем искусств XIX века, сдается стране-неприятелю? В чем французы выиграли, а в чем проиграли? Потерянные миллионы, разрушенная страна, но сохраненная честь или потерянная честь, сохраненные жизни, спасенная культура? Это имеет буквальное отношение к происходящему в Европе и к тому, что происходит с нашим отечеством. Это всегда находит отражение в жизни отдельного человека. Что такое компромисс? Об этом надо говорить молодым людям. Когда компромисс является честным и мужественным решением, а когда является трусостью и сдачей позиций? Этот фильм формулирует эту проблему. Через это можно молодых людей научать этике, эстетике, проблематике и драматизму истории, который кроется в таких сложных проблемах.

Как в условиях глобальной катастрофы, когда гибли города, сотни тысяч людей на фронтах, можно было думать «Что может произойти с тем, что у нас в музеях?». Для меня музейная жизнь, музейное сообщество является качественным признаком цивилизационной основы интеллигенции. Какая атмосфера в музее? Кто работает в национальных архивах? Это важная характеристика национальных привычек, национального качества жизни. Долгое время в Европе это было запретной темой для разговора. Размышления на эту тему вызывали замечания: меня называли националистом. А я говорил, что, сливаясь в европейских объятиях, французы и немцы не должны забывать, что они французы и немцы.

Реакция французской публики на показе в Ницце была эмоциональной, но я не услышал осуждения за мое мнение, что Франция, как государство, несла тогда часть ответственности. Европейцам было интересно, но насколько это будет интересно моим соотечественникам, сказать не могу.



О прокате

Фильм будет показан в Европе, Штатах, Латинской Америке, в Японии. В Германии, где фильмы обычно полностью дублируются, в случае «Франкофонии» сделаны немецкие субтитры и сохранен авторский вариант, где существует русский голос, а также франко- и германо-говорящие персонажи. Вопрос дублирования – это вопрос художественной целостности фильма, его атмосферы и его интонации, являющейся признаком художественного качества ленты и стремления автора. Мое стремление – это попытка достижения художественного результата, а не документалистика.

В Италии есть еще специальные показы в университетах. Как сказал Пиотровский, этот фильм нужно показывать в вузах. Для меня это самая высокая оценка. Не только потому, что это мнение выдающегося деятеля культуры России, но и потому, что это принципиальная оценка нашего труда.

В кинотеатре «Аврора» с 28 февраля начнутся показы «Франкофонии», но мне неизвестно, сколько фильм продержится на экранах. У меня есть подозрение, что сегмент людей, интересующихся серьезным в визуальной культуре, сужается.

Знаю, что прокатчику придется упрашивать кинотеатры: «Найдите время для такого-то фильма!». При отсутствии государственной системы показа серьезного кино, судьба таких фильмов непредсказуема. Нам надо воссоздавать этот сектор кинопроката. Нужны небольшие бюджетные кинотеатры на 50-100 мест - по всей стране, начиная с городов с населением 50 тысяч. Русские режиссеры, создающие фильмы на государственные деньги, должны иметь право отчитаться, на что потратили эти средства. А нынешняя система кинопроката удовлетворяет лишь интересы голливудской киноцепочки.



Об отечественном кино

Все известные сегодня культурные и некультурные фонды, правительство, министерство культуры отказали мне в деньгах на съемку этого фильма. Я обратился за помощью к европейцам, понимая, что я уже в эти битвы не воюю.

Нужно менять что-то в банковском деле, потому что во всем мире существуют дешевые кредитные деньги, которые легко взять на производство кинокартин. Сейчас нелегкое время: кинопроизводство сокращается, мы теряем кадры. Активно может работать только «Мосфильм». Все остальное кинопроизводство скукоживается. Перестала существовать Свердловская киностудия, оборвалась документальная цепочка в Сибири, нет кинематографа на Северном Кавказе… Нужна государственная политика в отношении кино. Сегодня национального кино, которое было в советское время, не существует. Существует московский кинематограф, но человек, живущий в Екатеринбурге, имеет другую эстетику, у него другие проблемы и темы. Он не будет снимать то, что снимают москвичи…



О Петербурге и стране

В городе нет ни одного серьезного городского телеканала, ни одной радиостанции классической музыки или серьезной молодежной радиостанции. У нас очень тяжелое положение с прессой. Нет персонифицированной, характерной для нашего города среды. Мы постепенно высыхаем. Так, в таком вялом состоянии Петербург существовать не может. Падение телеканала 100ТВ – это беда, смерть Олега Руднова – беда. Мы видим экспансию московского телевизионного узла и не видим выхода региональных каналов на федеральное телевидение. Региональную национальную прессу боятся, и это плохой признак. Нужно прямое обращение к руководству страны – прямой жесткий разговор.

И в других странах происходит коммерческое давление на культуру. Надо переубеждать жителей больших и малых городов, что дальше так нельзя. Это тяжелейшая задача, которую должны решать правительства, президенты, государственные телекорпорации, придавая звучание национальной культуре, национальным обстоятельствам.



Записала Екатерина Омецинская
Адрес страницы (для ссылок на эту статью): http://AN-Piter.ru/29929

//  Культура
  Премьера спектакля «Царь-рыба»
  «Арлекин» уже близко
  Премьера спектакля «Ретро»
  Риск – благородное дело молодых
  Юбилейный XXV Международный «Брянцевский фестиваль» детских театральных коллективов
  Фильм «Марс Экспресс» появится на экранах российских кинотеатров в мае
  Гастроли Новосибирского академического молодежного театра «Глобус» в Санкт-Петербурге
  «И был блин на весь мир!»
  Премьера спектакля «Дорогая Елена Сергеевна»
  Лодейнопольский историко-краеведческий музей
  //  Видеосюжеты
В Петербурге решают судьбу мясокомбината - памятника конструктивизма на Московском проспекте

VK 
//   Новости
  Культура // Премьера спектакля «Царь-рыба»
  Культура // Премьера спектакля «Ретро»
  Культура // Юбилейный XXV Международный «Брянцевский фестиваль» детских театральных коллективов
  Экономика // Сергей Миронов разъяснил «должное благосостояние» пенсионеров, о котором сказал Владимир Путин
  Культура // Фильм «Марс Экспресс» появится на экранах российских кинотеатров в мае
  Культура // Гастроли Новосибирского академического молодежного театра «Глобус» в Санкт-Петербурге
    //  Ленинградская область
  Общество // Масленица в музеях Ленобласти
  Культура // Лодейнопольский историко-краеведческий музей
  Культура // Выставка современного искусства в «Эрмитаж-Выборг»
  Досуг // Музеи в часе езды от Петербурга
  Культура // В 2024 году музей-заповедник «Парк Монрепо» открыл свои двери для юных гостей сразу с несколькими экскурсионными программами
//   Объявления
//  Общество
    На Средней Рогатке потерялась собака
30.05
  Работа  Специалист по работе с пользователями, it-специалист
150 000 р.30.05
  Работа  Специалист по сбыту, it-специалист
150 000 р.30.05
  Работа  Менеджер
150 000 р.30.05
  Работа  Директор департамента программных технологий,it-специалист
150 000 р.30.05
//  Культура
«Арлекин» уже близко
15 апреля в Петербурге стартует XXI фестиваль театрального искусства для детей «Арлекин», в рамках которого вновь состоится вручение одноименной Российской Национальной театральной премии.
//  Культура
  Риск – благородное дело молодых
//  Культура
  Лодейнопольский историко-краеведческий музей
//  Культура
  Подсмотренные истории
//  Культура
  Поэтический разговор о любви
//  Город
Колечко на память
Фото: Эльвина Одинцова
//  Город
  Зашел в гости
Фото: Средняя Рогатка
//  Город
  Оранжерея ЛГУ им. А.С.Пушкина
Фото: Средняя Рогатка
//  Город
  Таврическая оранжерея
Оранжерея Таврического сада — это камерное пространство для отдыха и вдохновения в самом центре Петербурга.
//  Город
  На Финском заливе


©  AN-Piter.ru
©   АН-Петербург, материалы
с подписью <АН-Петербург>

Свободное использование в Интернет-пространстве текстов, фото и видеоматериалов, опубликованных с на этом сайте, допускается при условии обязательного размещения гиперссылки на источник публикации, точного воспроизведения используемых материалов. Использование материалов в печатных СМИ допускается с письменного разрешения редакции.
РЕКЛАМА


Редакция сайта: yprokofiev@yandex.ru