Председатель парламентской комиссии по образованию, культуре и науке Максим Резник обратился к вице-губернатору Петербурга Игорю Албину по вопросу сохранения Музея городского электрического транспорта. Депутат уверен, что руководство ГУП «Горэлектротранс» готовит смену руководства музея, что может привести к закрытию учреждения.
«Музей является положительным примером того, как при минимальном штате работников удалось открыть музей для свободного посещения и наладить в нем регулярное проведение экскурсий, — пишет Максим Резник в своем обращении. — Музей уже успел стать достопримечательностью нашего города».
Трудно не согласиться с Резником — музей действительно значит для Петербурга многое. Он расположен в старейшем трамвайном парке города на Среднем проспекте Васильевского острова. Отсюда вышли первые трамваи 29 сентября 1907 года. Музей собрал под своей крышей уникальные образцы техники и эта экспозиция позволяет совершить очень ценный экскурс в историю. Работает музей пять дней в неделю и за вход там берут по 300 рублей. Экскурсии по выходным проводятся, а если собрать компанию, то можно за совсем небольшие деньги прокатиться по городу на старинном трамвае. Во владении музея находятся такие экспонаты, как единственный в мире сохранившийся троллейбус ЯТБ-1, воспетый Булатом Окуджавой «синий троллейбус» МТБ-82, троллейбусы ЗиУ-5, ЗиУ-9, троллейкар КТГ-1 и другие машины. Вокруг музея уже не первый год существует некое сообщество людей, интересы которого тесно связаны с его экспозицией. «Любителей раритетного электрического транспорта в нашем городе много, - говорит петербургский историк Александр Слободчиков. - Для них музей — это особое место. Сюда приходят люди молодые, старые, историки, инженеры, студенты. Ведь, даже если просто посидеть в вагоне тридцатых или сороковых годов, то уже погружаешься как бы в другой мир. Жаль, что музей не в лучшем состоянии, но здешнее руководство старается сохранять хотя бы то, что есть».
Однако руководство в скором времени может поменяться и произойдет это, как утверждают градозащитники, по инициативе ГУП «Горэлектротранс», подразделением которого Музей городского электрического транспорта является. Не исключается, что новое руководство поможет, по мнению градозащитников, продавить проект переезда музея на новую, не такую привлекательную с точки зрения застройки, площадку.
Максим Резник отмечает, что территории нескольких трамвайных парков Петербурга уже были застроены. «Достаточно вспомнить историю строительства комплекса «Невская ратуша», который был возведен на месте старинного трамвайного (бывшего коночного) парка, незадолго до начала строительства лишенного охранного статуса, — поясняет депутат. — Территория на Васильевском острове, которую сейчас занимает Музей городского электрического транспорта, тоже может быть привлекательной для застройщиков. Поэтому попытки смены руководства успешно функционирующего музея вызывает серьезные опасения».
Надо признать, что опасения депутата и градозащитников возникли не на пустом месте. Вокруг музея уже не впервые возникает повышенное напряжение. Здесь, собирались построить некий дворец искусств, но нвестиционный проект так и не был реализован и музей оставили в покое. Но не надолго. В прошлом году появились планы московской компании Glorax Development, которая хотела там построить в Петербурге музейный комплекс, посвященный электротранспорту. Однако этим инвесторы конечно же ограничиваться не собирались. Музейный комплекс занимает около 3,5 га из 7,7 га земли, находящихся в аренде у ГУП «Горэлектротранс» до 2025 года. На оставшейся территории Glorax Development рассчитывали возвести 14 восьмиэтажных комплексов жилых апартаментов, а также гостиницу и подземный паркинг. Первые этажи инвестор планировал отдать под офисы и ритейл. Тогда стоимость этого проекта оценили в семь миллиардов рублей. Не сложилось: Glorax Development претендовали на преференции, которых так и не получили.
На самом деле, единственная надежда и единственный приемлемый вариант, учитывающий сохранение музея — это восстановление основной функции парка. Планы с этим связанные вот уже несколько лет обсуждаются в Смольном. Речь идет о строительстве совместного депо для автобусов ГУП «Пассажиравтотранс» и троллейбусов ГУП «Горэлектротранс». Тем более, что территория бывшего трампарка фактически является единственной на Васильевском острове, где можно было бы разместить депо для транспорта: остров удален от всех основных транспортных баз, поэтому водителям приходится тратить до полутора часов на то, чтобы перегнать автобус до начала маршрута из районов Комендантского аэродрома, Купчино или Автово. К тому же строительство такого депо смогло бы наконец успокоить желающих урвать лакомый кусок девелоперов. Вот только для возведения этого значимого для города объекта нужны бюджетные средства, а их в городской казне найти будет очень непросто. |