|  Новости   |  Фото   |  Видео   |  События   |  Блоги   
Политика | Экономика | Общество | В мире | Город | Скандал | Криминал | Культура | Спорт | Здоровье | История | Образование | Туризм | Соседи | Происшествия | Наука | Шеф-повар АН | Досуг | 
Интервью  //  Точка зрения  
«Квас не очень люблю, но еще меньше люблю пепси-колу…»
Какой патриотизм нужен сегодня современной России?
«Квас не очень люблю, но еще меньше люблю пепси-колу…»

«АН-Петербург» // 30.03.16

Довольно долгое постперестроечное время слово «патриотизм» было едва ли не ругательным, особенно в либеральных кругах. Но вот ситуация стала меняться. С чего вдруг? Что же такое патриотизм сегодня? Является ли он реальным ресурсом единения и развития страны?

На эти и другие вопросы касающиеся патриотизма, наш корреспондент Елена Богданова беседует с Александром Леонидовичем Казиным, доктором философских наук, профессором, и. о. директора Российского института истории искусств, зав. кафедрой Санкт-Петербургского института кино и телевидения. Он член Союза писателей и Союза кинематографистов России, автор многих книг и статей по философии культуры, его перу принадлежат глубокие и концептуальные исследования в области европейского и русского искусства, культуры, историософии.



- Александр Леонидович, в начале нашей беседы хочется привести некоторые цифры последнего времени: если в 2012 году только 23% россиян утверждали о наличии в стране народного единства, то в 2015 году этот процент вырос до 56. Более, чем в 2 раза! Для нормального развития страны необходимо единство общества, его консолидация. Тем не менее, государственники придерживаются позиции, в которой интересы государства превалируют над интересами личности, а либерально ориентированные граждане, напротив, полагают интересы личности первичными, а государства – вторичными. Как достичь единства при столь взаимоисключающих векторах?

- Это искусственное противопоставление, которое, к сожалению, часто встречается, вернее, его часто используют в полемических целях. Как говорят философы, это ложная антиномии. Личность живет в государстве, а государство состоит из личностей и их групп, классов, сословий, наций. Коротко говоря, государство – это политически организованный народ. Одно без другого невозможно, как невозможен скелет без тела, и наоборот. Кстати, именно либерал-революционеры больше других склонны к такому противопоставлению. Для них идеал государства – это «ночной сторож», который ни во что не вмешивается. На Руси государственная власть всегда уважалась как олицетворение народной мощи («жизнь за царя») хотя ее отдельные представители могли вызывать отвращение и даже ненависть. Что касается революций, то они заменяли одну государственную систему другой, но монархический принцип власти оставался у нас по факту без изменений.

Без конца стыдиться за свое историческое прошлое – такое же безумие, как и бесконечно гордиться им. У каждого народа, как и у каждого человека, есть свои достижения и победы, но есть и поражения

- Как лично вы понимаете, кто такой патриот?

- Патриот – это человек, любящий свой народ и страну, и свободно разделяющий их земную судьбу.



- Если недавно наш Президент сказал, что у России нет и не может быть другой национальной идеи, кроме патриотизма, то еще в 2004 году он же утверждал, что национальная идея для России – это конкурентоспособность страны и ее граждан. Мне кажется, здесь нет противоречия. Патриотизм предполагает не только любовь к Отечеству, но и заботу о его благе и благе всех граждан, что, собственно и делает страну конкурентоспособной и привлекательной.

- Все дело в том, как понимать это благо. Сытость и комфорт – прекрасные вещи, но когда они становятся самоцелью – смыслом жизни, человек превращается в животное, а народ – в толпу обывателей. Замечательный немецкий мыслитель Вальтер Шубарт заметил, что Америка строит свою страну как процветающую банковскую корпорацию, Германия – как казарму. Франция – как изящный салон, а Россия – как храм. И я с ним согласен. Обе формулировки Президента хороши, но я предпочитаю недавнюю.



- И все-таки, на ваш взгляд, патриотизм это политическая идеологема или реальный ресурс единения и развития страны?

- Это совершенно реальный ресурс единения страны. Когда идеи (в том числе политические) овладевают массами, они становятся реальной силой. 2014 год, Крым и Донбасс показали, что русские способны постоять за себя. Вот вам пример перехода идеологии в жизни и жизни в идеологию. Можно называть это пропагандой, но на самом деле это выбор народа, который доказал, что он патриот.



- У слова «патриотизм» есть два малопривлекательных эпитета: квасной и казенный. Так что такое патриотизм: лояльность власти или любовь к Отечеству с соответствующими ответственностью и обременениями?

- Я не знаю, что такое «квасной» патриотизм. Этот эпитет пустили в ход те же либерал-революционеры еще в начале ХХ века, чтобы набрать политические очки в борьбе с русским государственно-патриотическим движением. Лично я квас не очень люблю, но еще меньше я люблю пепси-колу. Что касается казенного патриотизма, то здесь имеется в виду патриотизм фальшивый, лозунговый, можно сказать, купленный. Патриотизм за деньги или по приказу. Но нельзя приказать любить, и нельзя купить любовь за доллары или рубли. Известно, как такая любовь называется. И ответственности никакой она не предполагает. Настоящая любовь в Родине, как и к другому человеку, жертвенна. Лично я не согласился бы переехать в другую страну ни за какие деньги.



- В либеральных кругах любят утверждать, что патриотизм всего лишь инструмент манипулирования общественным сознанием.

- Либералы и сами не прочь иногда называть себя подлинными патриотами. И такие либералы были в истории русской философской и политической мысли, например, некоторые славянофилы Х1Х века. С другой стороны, разве сам либерализм не является идеологией, манипулирующей общественным сознанием в своих интересах? Послушайте некоторые наши радио- и телеканалы, и вы убедитесь, что там любая новость, любой факт подается именно с либеральной точки зрения. Есть и примеры принципиально консервативной подачи материала. В этом плане все хороши.



- Определенные персоны и определенные СМИ регулярно призывают российское общество к покаянию и стыду за свое историческое прошлое. Но в русском менталитете не принято стыдиться ни за мать, ни за родину. Другие же, напротив, предлагают сохранить и возродить то, чем мы должны гордиться, а не стыдиться. Где верный путь?

- Без конца стыдиться за свое историческое прошлое – такое же безумие, как и бесконечно гордиться им. У каждого народа, как и у каждого человека, есть свои достижения и победы, но есть и поражения. Народ – это коллективная личность истории. Представьте себе человека, который презирает сам себя – на что он способен, кроме уныния? Ему остается только умереть. Именно этого, кстати, и хотят от нас наши «доброжелатели». А вот Суворов восклицал: «Мы русские – какой восторг!». Вот это верный путь, суворовский.



- Патриотизм это не только гордость за прошлое страны, это еще и устремленность в будущее. Кстати, советская идеология эту устремленность регулярно подпитывала. А что в постсоветской России? Кризис, кризис, кризис, надежды на благоприятный курс доллара и цены на нефть – вот и вся наша устремленность в будущее.

- Любая идеология, как известно, запрещена у нас соответствующей статьей «ельцинской» конституцией. Но стран без идеологии не бывает, так же, как и людей без мировоззрения. Реальная идеология – это совокупность ценностей, ради которой люди живут и умирают. «Времена не выбирают, в них живут и умирают», по слову поэта. Да, мы прошли очень тяжелое время, когда кроме кризисов и долларов, в общественном сознании почти ничего не было. Но сейчас дело постепенно меняется. Сходите 12 сентября – в день небесного покровителя Санкт-Петербурга князя-воина Александр Невского -- на Невский проспект: такого крестного хода из десятков тысяч людей вы нигде больше не увидите. И слава Богу! Будущее в руках тех, кто к нему идет.



- Как вы полагаете, какой патриотизм нужен России? И какая национальная идея может эффективно работать в современных российских условиях?

- России нужен нормальный дееспособный цивилизованный патриотизм, а не русофобский нигилизм, поливающий страну грязью, и не шовинизм, презирающий другие народы как «недочеловеков». И того, и другого, к сожалению, сегодня хватает, и внутри наших границ, и вовне. Национальная идея – это верное религиозное, общественно-политическое и культурное самосознание народа, понимание его исторического предназначения.
Адрес страницы (для ссылок на эту статью): http://AN-Piter.ru/29986

//  Точка зрения
  Как сиюминутная «злоба дня» разрушает инфраструктуру здравоохранения
  В РОССИИ ВЕСТИ ДЕЛА МОЖНО
  //  Видеосюжеты
В Петербурге решают судьбу мясокомбината - памятника конструктивизма на Московском проспекте

VK 
//   Новости
  Культура // Запуск игрового чат-бота с призами к выходу фильма «Марс Экспресс»
  Культура // Премьера спектакля «Царь-рыба»
  Культура // Премьера спектакля «Ретро»
  Культура // Юбилейный XXV Международный «Брянцевский фестиваль» детских театральных коллективов
  Экономика // Сергей Миронов разъяснил «должное благосостояние» пенсионеров, о котором сказал Владимир Путин
  Культура // Фильм «Марс Экспресс» появится на экранах российских кинотеатров в мае
    //  Ленинградская область
  Общество // Масленица в музеях Ленобласти
  Культура // Лодейнопольский историко-краеведческий музей
  Культура // Выставка современного искусства в «Эрмитаж-Выборг»
  Досуг // Музеи в часе езды от Петербурга
  Культура // В 2024 году музей-заповедник «Парк Монрепо» открыл свои двери для юных гостей сразу с несколькими экскурсионными программами
//   Объявления
//  Общество
    На Средней Рогатке потерялась собака
30.05
  Работа  Специалист по работе с пользователями, it-специалист
150 000 р.30.05
  Работа  Специалист по сбыту, it-специалист
150 000 р.30.05
  Работа  Менеджер
150 000 р.30.05
  Работа  Директор департамента программных технологий,it-специалист
150 000 р.30.05
//  Культура
Театр для детей в заботе о завтра
XXI фестиваль «Арлекин», завершающий работу в Петербурге, представил в Северной столице две постановки Сойжин Жамбаловой, режиссера Бурятского академического театра драмы им. Х. Намсараева: каждая их них настоящее откровение для иных взрослых.
//  Культура
  «Арлекин» уже близко
//  Культура
  Риск – благородное дело молодых
//  Культура
  Лодейнопольский историко-краеведческий музей
//  Культура
  Подсмотренные истории
//  Город
Первоцветы на острове Новая Голландия
Фото: Средняя Рогатка
//  Город
  Засыпанный снегом Павловский парк
Фото: Средняя Рогатка
//  Город
  Колечко на память
Фото: Эльвина Одинцова
//  Город
  Зашел в гости
Фото: Средняя Рогатка
//  Город
  Оранжерея ЛГУ им. А.С.Пушкина
Фото: Средняя Рогатка


©  AN-Piter.ru
©   АН-Петербург, материалы
с подписью <АН-Петербург>

Свободное использование в Интернет-пространстве текстов, фото и видеоматериалов, опубликованных с на этом сайте, допускается при условии обязательного размещения гиперссылки на источник публикации, точного воспроизведения используемых материалов. Использование материалов в печатных СМИ допускается с письменного разрешения редакции.
РЕКЛАМА


Редакция сайта: yprokofiev@yandex.ru