Генеральный директор «Пит-Продукта» Ярмо Линхольм признается: «Мы в России работаем уже 10 лет и за последние 2 года у нас было два самых больших шока. Первый — это когда обрушился рубль, в результате наши цены выросли почти на 50%. Второй — когда ввели запрет на поставки импортного мяса и нам пришлось искать новых поставщиков. В прошлом году мы к ситуации адаптировались, хотя цены для потребителей конечно все равно увеличились сильно, на 20-30%. К импортозамещению в «Пит-Продукте» нашли подход: «Мы приспосабливаемся, например, изготавливаем «испанские» мясные изделия из местного мяса, и получается продукт очень высокого качества ! ».
Среди нынешних трудностей господин Линдхольм выделяет падение потребительского спроса. «Сейчас, для нас самая большая проблема — это снижение доходов населения. Ситуация очень тяжелая, но я смотрю в будущее с большим оптимизмом, чем два или полтора года назад», - говорит гендиректор «Пит-Продукта»
Он не единственный иностранец в российском сельском хозяйстве. Директор агрохолдинга «ТерраНова» (снабжает сырым молоком треть производителей Северо-Запада) англичанин Хэмфри Трэвис признается, что в Великобритании таких как он называют сумасшедшими. Однако бизнесмен уверен — в России дела вести можно. Хотя и не без сложностей. «Главная проблема сейчас — технологическое отставание. На это требуются огромные инвестиции. Вторая проблема — не хватает квалифицированных специалистов. Есть очень стойкий российский стереотип, что работа в сельскохозяйственном производстве, несмотря на современные технологии и нормальный заработок — это не престижно». Продовольственное эмбарго, по словам главы «Терра Новы», существенного влияния на компанию не оказало, так как в сельском хозяйстве, при грамотном подходе, не бывает резких взлетов и падений. «Просто наш бизнес рассчитан на медленный возврат денег. Одна корова становится рентабельной только через 2 года, а целая ферма — через 10 лет». Кстати, работает «ТерраНова», по словам ее руководителя, на фермах, построенных еще 50 лет назад.
С куда большим оптимизмом в будущее смотрит Михаил Алсуфьев, финансовый директор ООО «Агро-Альянс». Продукцию «Агро-Альянса», который специализируется на производстве круп, петербуржцы в изобилии встречают на полках сетевых магазинов. «У нас особый, социально ориентированный сегмент — чем хуже в стране, тем лучше люди покупают наш товар», - поясняет Михаил Алсуфьев. По его словам, импортозамещение и слабый рубль им тоже помогают: «Вот к примеру мы теперь выращиваем рис для суши, а раньше его завозили. Еще одна замечательная позиция — рис для фитнеса: на самом деле, это просто недоочищенный рис, который слегка побурел со временем», - делится «творческими» достижениями бизнесмен.
«Агро Альянсу» выгодны нынешние перемены. «Все события, которые происходят последние три-четыре года, идут нам, производителям круп, во благо.
Сегодня ситуация в сельском хозяйстве Северо-Западного региона лучше, чем по России в целом. Например, прирост в живом весе крупного рогатого скота составил в 2015 году по СЗФО 5,9%, а по РФ только 4,2%. Нет дефицита молока и мяса, потребности населения полностью удовлетворяются.
Борис Ковардин |