— Вы хотите с собакой познакомиться? Будете читать ей сегодня? Ну давайте, знакомьтесь. Байди, привет. Меня зовут Полина.
Первый в России библиотечный пес по кличке Байди работает в школе №204 на полставки. Приходит по пятницам, где к нему сразу выстраивается очередь. Пес специализируется на малышах, которые только учатся читать на родном языке.
Светлана Петрова, директор школы №204 Центрального района: «Они воспринимают это как интересную игру. Но при этом они чувствуют очень благодарного слушателя в собаке. Собака никогда не перебьет, она не критикует, она очень внимательно слушает. И так как от собаки дети не слышат оценочного суждения, то дети раскрепощаются».
Байди живо реагирует на звук голоса. Поведение пса — маркер качества чтения. В идеале, при уверенной подаче, он может даже уснуть.
Ольга Миловидова, заместитель директора по опытно-экспериментальной работе школы №204 Центрального района: «Мы приглашаем ребенка взаимодействовать с собакой. Действительно попытаться прочитать собаке. Ведь она понимает человеческую речь. Может, он и не поймет сюжет этой сказки или этого стихотворения дословно, но он поймет интонацию. И когда ребенок читает спокойно, ритмично, то собака успокаивается тоже».
Пес принимает и ребят постарше — тех, кто желает отточить навыки английского или финского языка. Тут система та же, важны уверенность и спокойствие ребенка.
Полина Шмидт, учащаяся 4 класса школы №204 Центрального района: «Я сначала очень волновалась, но потом мне очень понравилось читать собаке. Она очень хорошо слушала меня. Сидела, я ее гладила. Она обращала на меня внимание».
Этот опыт переняли у финнов, там библиотечные собаки есть во многих школах. Иногда в качестве таких, дополнительных, педагогов выступают и морские свинки.
Елена Шамшина, заведующая библиотекой школы №204 Центрального района: «Мы хотим, чтобы дети читали. Я все время говорю о том, что нечитающий ребенок вырастет в человека, лишенного эмоциональной сферы. И сейчас очень сложно выдерживать конкуренция со всякого рода гаджетами. Поэтому мы ищем другие формы. Которые могут детей привлечь».
Кстати, кошки для этой роли не подходят — они, по мнению специалистов, слушают чтение с высокомерным видом, это может обидеть ребенка. А вот собака подойдет любая, главное, чтобы была здорова и имела все нужные прививки.
Дарина Жежелева, корреспондент: «Овчарка по кличке Цэра навыкам библиотечной собаки не обучена, но мы проверим, сможет ли она выступить в этой роли, проведем эксперимент. Цэра, слушай! Что ж, как вы видите, собака слушает внимательно. Хочется прочитать ей целый роман». |