Мечты сбываются
Оказывается, эта трасса была намечена еще в 1966 году. Уже тогда была очевидна потребность в создании скоростной внутригородской магистрали. Необходимо было решить несколько важных для города задач. И в первую очередь проблему вывода огромного потока грузов из Морского порта, разгрузки улиц Ленинграда от грузового и транзитного транспорта, обеспечение лучшей транспортной связи северных и южных районов города. Наверное, в середине прошлого века даже те жители города на Неве, кто был знаком с этим проектом, мало верили в его осуществление. Экономике города и страны вряд ли это было тогда по силам. Но сегодня скоростная магистраль связавшая север и юг Санкт-Петербурга – реальность. И это не может не радовать.
Значение ЗСД сегодня не исчерпывается решаемыми транспортными и логистическими задачами города.В федеральном масштабе трасса становится частью транспортного коридора «Север-Юг» и значительно увеличивает его пропускную способность. После открытия Центрального участка ЗСД свяжет Кольцевую дорогу Санкт-Петербурга на Юге и Севере города, обеспечит удобный выход на трассу «Скандинавия» и даст уникальную возможность проехать через пятимиллионный мегаполис от кольцевой до кольцевой менее, чем за 20 минут. И еще. После введения в эксплуатацию всей протяженности магистрали за счет переориентации транспорта на ЗСД и движения его по скоростной дороге в оптимальном режиме, сокращение объемов использования топлива составит за сутки более 75 тыс. литров. При сжигании этого количества топлива в атмосферу выделилось бы за сутки около 170 тонн углекислого газа. Нет сомнения и в том, что изменится напряженнейшая ситуация на перегруженном транспортом Васильевском острове. В ООО «Магистраль Северной Столицы» отмечают, что после открытия Центрального участка, ЗСД возьмет на себя до 40% островного трафика, а кроме того впервые будет обеспечена круглогодичная, круглосуточная транспортная доступность Васильевского острова. В среднем ЗСД сможет разгрузить до 80% трафика из Портовой зоны, около 20% с Кольцевой автодороги, еще по 15% на юге города и в Приморском районе. Автомобилисты продолжающие пользоваться бесплатной улично-дорожной сетью тоже окажутся в выгоде – улицы должны будут стать свободнее. Перспектива добраться за полчаса с места работы в Кировском районе до огромных жилых массивов Приморского района действительно заманчива и радостна.
Те же чувства испытывали три года назад и дачники Курортного и Выборгского районов, когда открылся северный участок ЗСД. Пронесся по нему тогда с ветерком Президент России и через пару дней восторженные петербуржцы наперебой рассказывали друг другу столько времени они теперь будут экономить на дорогу до своих дачных домиков.
Правда, эйфория эта продолжалась чуть больше года, пока проезд был бесплатным. С появлением же на северном участке двух пунктов оплаты за проезд, петербуржцы взялись за калькуляторы. А после увеличения тарифов, когда проезд по 26 километровому отрезку стал стоить 100 рублей, и вовсе их отложили, вернувшись к свои старым привычным маршрутам. Платежеспособность населения снизилась, и поток машин заметно снизился. А на трассе «Скандинавия» перед съездом на ЗСД на обочинах появились легковушки ООО «МСС» с установленными на крышах табло с бегущей строкой : «ЗСД свободен ! Скорость – 120 км/час.». Однако, на призыв воспользоваться платной дорогой откликались уже далеко не все.
Сколько будем платить?
И вот мы на пороге открытия центрального участка новой магистрали. И прежде всего возникает главный вопрос : сколько будем платить ? Ответа на него сегодня, естественно, дать не может ни кто. После пышной церемонии его торжественного запуска, как и три года назад, некоторое время проезд будет бесплатным : строители снова выйдут на трассу и займутся ее окончательным обустройством, возведением съездов, развязок, строительством пунктов оплаты, и прочей инфраструктуры. Как и три года назад потребуется не мало времени на окончательные доделки. Но уже сейчас поговаривают о том, что проезд по этому участку будет в районе 300 рублей. Цифра эта явно завышена. За последние десятилетия не мало горожан получили личный опыт езды по платным дорогам Европы и им есть с чем сравнить. Поэтому даже люди не бедные удивляются ценой, которую установило ООО «Магистраль Северной Столицы» за проезд по Северному участку, не говоря уже о возможном тарифе на центральной части ЗСД. Прикинув, во что обойдется горожанину прямой комфортный проезд, например, с Ленинского проспекта на дачу в Солнечное, большинство будут склонны к старым маршрутам. Время, как говорится, покажет. Итак, инвестор строит только центральный участок и одновременно взимает плату за пользование уже действующими участками дорогами, хотя строились они исключительно на деньги города, то есть бюджетные. По Соглашению, когда весь ЗСД передадут в эксплуатацию «МСС», Смольный обязан будет компенсировать расходы инвестора, если доход от сбора составит меньше 9,6 млрд рублей. Вот такое государственно-частное партнерство.
Кому же оно выгодно?
Напомним, что проект, которым так гордятся городские власти, реализуется в рамках Соглашения о создании и эксплуатации на основе государственно-частного партнерства автомобильной дороги «Западный скоростной диаметр», заключенного между Санкт-Петербургом, АО «ЗСД» и выбранным по итогам конкурса Партнером – ООО «Магистраль северной столицы», сформированным Банком ВТБ и Газпромбанком.
В Законодательном Собрании Санкт-Петербурга некоторые депутаты давно высказывают сомнения в том, что данное партнерство идет не во благо города. Но их, увы, депутатское большинство не слышат.
Депутат Алексей Ковалев с трибуны ЗакСа недавно потребовал от Смольного разорвать концессионное соглашение с компанией "Магистраль Северной столицы", принадлежащей ВТБ и Газпромбанку. Он отметил, что, согласно концессионному договору, если строитель ЗСД не получает желаемую прибыль, то компании выплачиваются данные средства из бюджета города. Так, в 2016 году прогнозируемый платеж строителям составит 4,7 млрд рублей. Но Законодательное Собрание Санкт-Петербурга не стало утверждать запрос депутата Ковалева о компенсации оператору ЗСД. В своем обращении законодатель указывал на то, что по заключенному концессионному соглашению ООО «Магистраль Северной Столицы» получает из бюджета компенсацию недополученных доходов. То есть, если спрос на ЗСД и коммерческие поступления ниже ожидаемых, концессионеру перечисляют субсидию. На 2016 год она запланирована в размере 4,7 млрд рублей. По мнению Ковалева, такое положение невыгодно городу. Он продолжает настаивать на том, чтобы разорвать концессионное соглашение с компанией, принадлежащей ВТБ и Газпромбанку или же изменить положения концессионного соглашения с тем, чтобы город не тратил порядка 1% бюджета на выплаты оператору ЗСД. По этому поводу он обратился даже к городскому прокурору Сергею Литвиненко, с просьбой проверить законность Соглашения о строительстве, финансировании и эксплуатации ЗСД.
- Очевидно, - сказал депутат Алексей Ковалев в разговоре с корреспондентом «АН»,- что данное Соглашение наносит урон городскому бюджету. Ведь это же абсурд, когда городские власти должны компенсировать частной компании недополученную прибыль, размер которой тот сам же и определяет. Причем, компенсировать «МСС» из бюджета недополученные доходы планируется в течение пяти лет ! Это же грабеж ! Очевидно и то, что очень многие хотели бы скрыть условия сделки, которая была заключена с концессионерами относительно этого строительства. Речь идет не о строительстве, а о долговременной возможности извлечения денег из городского бюджета… Если это концессионное соглашение позволяет получить 4,7 млрд рублей в год, то это не концессионное соглашение, а соглашение о пенсии, соглашение о премии, что угодно, но только не коммерческая деятельность.
По словам Ковалева существует еще один аспект, о котором не говорят совсем. Это аспект культурный. Строительство не согласовывалось на предмет видимости сооружения с обзорных точек в историческом центре. До небесной линии просто не было дела, тем более что трасса ЗСД возводилась не на территории города , а на внутренних морских водах РФ.
Стоит добавить, что помимо того, что в 2016 году предусмотрена компенсация, АО «ЗСД» получит еще и адресную инвестицию в размере 2,2 млрд рублей. Эти деньги выделены в рамках реализации программы по финансированию создания ЗСД на 2011—2024 годы.
Как сообщил портал «АБН» в ООО «Магистраль северной столицы» его корреспонденту пояснили, что «в предыдущие годы компенсация не предусматривалась соглашением. Поэтому в 2014—2015 годах компания не получала деньги от Смольного».
Сейчас же, когда весь участок ЗСД передадут в эксплуатацию ООО «МСС», Смольный будет обязан компенсировать расходы инвестора, если доход от сбора составит меньше 9,6 млрд рублей. А в этом сомневаться не приходится. В любом случае инвестор в проигрыше не останется.
Сергей СЕРГЕЕВ |