|  Новости   |  Фото   |  Видео   |  События   |  Блоги   
Политика | Экономика | Общество | В мире | Город | Скандал | Криминал | Культура | Спорт | Здоровье | История | Образование | Туризм | Соседи | Происшествия | Наука | Шеф-повар АН | Досуг | 
Статьи  //  Культура   #Театр
Анна. Психоделия любви
Высокая трагедия человеческого одиночества
Сцена из спектакля
Анна. Психоделия любви
«АН-Петербург» // 16.11.16

От истории Анны Карениной здесь отсечено все «лишнее». Нет взаимоотношений Левина и Китти, нет долгих диалогов и рассуждений, выявляющих тонкие грани человеческих характеров. Нет любовных треугольников, которые вечно интересуют режиссеров, препарирующих роман на правых и виноватых. Есть Анна, а в дополнение ей есть десять персонажей, выдернутые из всего многонаселенного произведения.

Недостачу знакомых действующих лиц восполняет хор, в традициях древнегреческого театра (даже котурны на хористах присутствуют!) резюмирующий действие: «Она умрет - и не нужен развод, для обманутого мужа это лучший исход!». Хор вполне современен и классическому речитативу предпочитает рэп, как по вербальной, так и по танцевальной части. И все это потому, что драматург здесь не Лев Толстой, а Елена Гремина, отважно написавшая пьесу по хрестоматийному роману.

Cпектакль «Анна. Трагедия» Театра-фестиваля «Балтийский дом» и режиссера Александра Галибина исполнен звуками, из которых складываются жизнь и судьба главной героини…

Художник Николай Симонов минималистически подходит к визуализации пьесы Греминой: тут даже многострадальная лошадь Фру-Фру – лишь стул, один из многих стульев, изображающих на центральном круге сцены то людей, то верховых лошадей. Из масштабных декораций – лишь символический железнодорожный мост, спускающийся «свыше», с колосников, как олицетворение рока, безжалостного к «использованному материалу» - лошадям, людям, стульям – безразлично. Тьма и пустота, исходящие из глубины чрезмерного короба сцены «Балтийского дома» словно готовятся поглотить Каренину – Ирину Савицкову. Ее Анна – натянутый нерв, человек, остро реагирующий на мир, женщина, жаждущая всепоглощающего внимания к себе, не готовая переживать равнодушие и измены и одинокая до безумия. И все на подмостках предстает перед зрителем таким, каким его видит сама героиня. Оттого-то так велик в сцене стоянки поезда Вронский (Александр Муравицкий), способный, по мнению Анны, дать ей любовь и внимание: он здесь – божество, возвышающееся на ходулях над смертной Карениной. Он – ее надежда оказаться вне мира, где мужчины управляют женщинами как марионетками (одна из массовых сцен спектакля наглядно это демонстрирует).

Механической, бездушной куклой является на сцене и Алексей Александрович, муж Анны, которого играет Александр Галибин, неожиданно точно на первых своих фразах копирующий интонации Николая Гриценко из знаменитого фильма Зархи. Галибинский Каренин так же схематичен, холоден, сух, расчетлив, недобр изначально. От такого ни любви, ни внимания ждать не приходится. Он хочет управлять женой, но сам управляем, и Анне потому не интересен.

Долли, с которой Анна легко так близка на первых страницах романа, в исполнении Аллы Еминцевой – существо, чуждое главной героине. Она – одна из многих неприятных Анне женщин (а кажутся Анне неинтересными, дурными и неумными все дамы) и озабочена лишь тем, чтобы удержать, сгрести в кучу многочисленных отпрысков, которые видятся Карениной как тряпичные куклы. Любит ли Долли их так, как, по мнению Анны, должно любить детей? Может ли она вообще любить кого-то? Вряд ли. Оттого холщовые детишки все безлики и отличаются лишь размерами, а сама Долли – хронически беременная простушка. Но в том, что сама любит своего сына, Анна уверена, как и в том, что и Сережа обязан боготворить ее. Увы, по тому, как легко «сострадательная» княгиня Лидия Ивановна становится продолжением сына Анны (обе эти роли, переходящие друг в друга, играет актриса Наталья Парашкина), можно судить об ошибочности суждений Карениной: своей ищущей любви и понимания матери Сережа всегда предпочтет… торт. И Парашкина, не скатываясь в тюзятину, играет это подлинное всепоглощающее увлечение Каренина-младшего, обряженного взрослыми в матросский костюмчик.

Порой происходящее на сцене напоминает собой кошмар. Но где героиней овладевает опийный дурман (пузырек с каплями забвения присутствует на сцене с первой сцены и даже имеет право на «собственный голос», участвуя в дуэте с жестяным ведром), а где она страдает от придуманной ею реальности, даже не стоит разбираться. Ясно одно: Анна-Савицкова от первого до последнего своего шага на сцене играет высокую трагедию человеческого одиночества.

Трагедия эта парадоксально многоголоса, как и мир Анны, на самом деле населенный множеством душ. То он отзывается на действие звуком падающих капель, то шуршанием крупного песка по жести, то цоканьем языков хористов в сцене скачек. Мир этот вмещает и глухой удар деревянного венского стула о дощатые подмостки и бисерную россыпь стеклянного звона. Давящую на Анну пустоту этого мира усугубляет дребезжание скрещивающихся рапир Вронского и Серпуховского (эту роль исполняет Олег Коробкин) и тоскливый, протяжно вибрирующий стон двуручной пилы под смычком. Не обходится звуковая палитра и без металлического стука множества молотков обходчиков и усиленного в несколько раз силами хора хрестоматийного треска пальцев Каренина. Звуки чрезмерны, как и сценическое пространство, и эти две чрезмерности раздражают депрессивную героиню, делают ее неуютной и неприкаянной. Лишь перед лицом смерти она может избавиться от этого раздражения, заставляющего так негативно воспринимать окружающих. Трагическая актриса Анна, думающая, что умрет родами, вдруг «снимает котурны», спускается в зал, и, оказавшись не среди утрированных ею же персонажей, а среди реальных, живых людей, среди которых нет ни плохих, ни хороших, сама на время станет человеком, заговорит мягко и проникновенно. И этот дурман естественности окажется для нее сильнее опийного - она захочет его повторения. Ну, а финал всем известен…

Екатерина Омецинская
Адрес страницы (для ссылок на эту статью): http://AN-Piter.ru/30632

//  Культура
  Юбилейный XXV Международный «Брянцевский фестиваль» детских театральных коллективов
  Фильм «Марс Экспресс» появится на экранах российских кинотеатров в мае
  Гастроли Новосибирского академического молодежного театра «Глобус» в Санкт-Петербурге
  «И был блин на весь мир!»
  Премьера спектакля «Дорогая Елена Сергеевна»
  Лодейнопольский историко-краеведческий музей
  Лекция «Юрий Гагарин — человек будущего»
  Премьера спектакля «Кроткая. Монтаж»
  Выставка современного искусства в «Эрмитаж-Выборг»
  Фильм-участник каннского фестиваля «Природа любви» выйдет в российских кинотеатрах на этой неделе
  //  Видеосюжеты
В Петербурге решают судьбу мясокомбината - памятника конструктивизма на Московском проспекте

VK 
//   Новости
  Культура // Юбилейный XXV Международный «Брянцевский фестиваль» детских театральных коллективов
  Экономика // Сергей Миронов разъяснил «должное благосостояние» пенсионеров, о котором сказал Владимир Путин
  Культура // Фильм «Марс Экспресс» появится на экранах российских кинотеатров в мае
  Культура // Гастроли Новосибирского академического молодежного театра «Глобус» в Санкт-Петербурге
  Культура // «И был блин на весь мир!»
  Общество // Проблему наследования пенсионных прав рано или поздно нужно решать
    //  Ленинградская область
  Общество // Масленица в музеях Ленобласти
  Культура // Лодейнопольский историко-краеведческий музей
  Культура // Выставка современного искусства в «Эрмитаж-Выборг»
  Досуг // Музеи в часе езды от Петербурга
  Культура // В 2024 году музей-заповедник «Парк Монрепо» открыл свои двери для юных гостей сразу с несколькими экскурсионными программами
//   Объявления
//  Общество
    На Средней Рогатке потерялась собака
30.05
  Работа  Специалист по работе с пользователями, it-специалист
150 000 р.30.05
  Работа  Специалист по сбыту, it-специалист
150 000 р.30.05
  Работа  Менеджер
150 000 р.30.05
  Работа  Директор департамента программных технологий,it-специалист
150 000 р.30.05
//  Культура
Лодейнопольский историко-краеведческий музей
Город Лодейное Поле обязан своим появлением Петру I. Жители Присвирья были известны своим умением строить грузовые суда-ладьи, и именно здесь, на берегу широкой реке Свири, в 1702 году Петром Великим была заложена Олонецкая (позже Лодейнопольская) судостроительная верфь. Со стапелей Олонецкой верфи в 1703 году был спущен на воду первый корабль Балтийского военного флота.
//  Культура
  Подсмотренные истории
//  Культура
  Поэтический разговор о любви
//  Культура
  Несколько строк о любви
//  Культура
  Мир – это так сложно, так непонятно, так неоднозначно…
//  Город
Зашел в гости
//  Город
  Оранжерея ЛГУ им. А.С.Пушкина
Фото: Средняя Рогатка
//  Город
  Таврическая оранжерея
Оранжерея Таврического сада — это камерное пространство для отдыха и вдохновения в самом центре Петербурга.
//  Город
  На Финском заливе
//  Город
  Салют 27 января 1944 года
А. Пахомов, 1944 г.


©  AN-Piter.ru
©   АН-Петербург, материалы
с подписью <АН-Петербург>

Свободное использование в Интернет-пространстве текстов, фото и видеоматериалов, опубликованных с на этом сайте, допускается при условии обязательного размещения гиперссылки на источник публикации, точного воспроизведения используемых материалов. Использование материалов в печатных СМИ допускается с письменного разрешения редакции.
РЕКЛАМА


Редакция сайта: yprokofiev@yandex.ru