Справедливости ради, стоит констатировать и несколько достижений этой премии, во-первых, несколько лет назад отважившейся рассматривать наравне с государственными драматическими и негосударственные театры, а во-вторых, заложившей нынче в северной столице самую настоящую Аллею звезд. Зима, нынче слишком уж рано навалившаяся на невские берега, чуть не испортила метелью торжественность момента, но патриархи петербургского театра – Лев Додин и Борис Эйфман, удостоенные первых звезд, украсивших Пионерскую площадь перед ТЮЗом им. А.А. Брянцева, в котором проходила премиальная церемония, держались молодцом.
Награждать патриархов продолжили и в театральном зале: обоим был присужден «Софит» в неконкурсной номинации «За уникальный вклад в театральную культуру Санкт-Петербурга». Додин получил два «Софита» за постановку МДТ-Театра Европы «Гамлет» («Лучший спектакль на большой сцене» и «Лучшая работа режиссера»), а в Академический театр балета Бориса Эйфмана отправились Специальный приз Экспертного совета «За высокое мастерство и самоотдачу» (ее получил исполнительский ансамбль «Чайковский. PRO et CONTRA» в постановке Бориса Эйфмана). И «Лучшая женская роль в балетном спектакле» (Любовь Андреева — за роль Милюковой в спектакле «Чайковский. PRO et CONTRA»).
Прочие награды, за редким исключением, в государственных драматических театрах тоже «легли» привычно. Номинация «Лучшая женская роль» тоже «ушла» в МДТ: ее получила Анжелика Неволина за роль Лени Рифеншталь в спектакле «Синий свет» (режиссер Олег Дмитриев). В Театр им. В.Ф. Комиссаржевской – Ефиму Каменецкому отправились призы «Лучшая мужская роль» (роль Вени в постановке Ивана Латышева «Бесконечный апрель») и «Лучшая работа художника», полученная Владимиром Фирером за сценографию спектакля Александра Баргмана «Прикинь, что ты – Бог». За роль второго плана (Норандо в спектакле Николая Рощина «Ворон») в Александринском театре был «высвечен» Виктор Смирнов. Как «Лучший актерский ансамбль» отметили ансамбль спектакля «Крещенные крестами» (режиссер Вениамин Фильштинский) Большого драматического театра им. Г.А. Товстоногова.
Неожиданностью стала лишь награда «Лучший спектакль малой формы», доставшаяся спектаклю Татьяны Ворониной «Спасти камер-юнкера Пушкина», созданному в нелюбимом критиками театре «Суббота», счастливо избежавшем в прошлом сезоне разгрома в результате очередных театральных реформ. Ушли в гостеатр и еще два Специальных приза Экспертного совета: в БДТ – «За режиссерский дебют» (спектакль Михаила Лебедева и Николая Русского «Три текста про войну») и особый приз – моноспектаклю театра «Мастерская» «Записки юного врача» (режиссер Григорий Козлов).
Среди негосударственных театров особо отличился Театр «Особняк», получивший награду «Лучший спектакль» («Пер Гюнт» режиссера Юлии Паниной). И этот же театр «взял» приз за лучший актерский дуэт (Алиса Олейник, Дмитрий Поднозов, спектакль «Корабль Экзюпери» Яны Туминой). В качестве лучшей работы художника была признана сценография Алевтины Торик к спектаклю «Двенадцатая ночь» Камерного театра Малыщицкого, а два Специальных приза Экспертного совета получили ТК «Открытое пространство» (актеры Илья Ампилов и Дмитрий Кушниров за роли в спектакле «Пикник») и Театр «За черной речкой» (режиссер Андрей Корионов и художник Ирина Долгова за спектакль «Пикник на обочине»).
Дмитрий Вольский |