|  Новости   |  Фото   |  Видео   |  События   |  Блоги   
Политика | Экономика | Общество | В мире | Город | Скандал | Криминал | Культура | Спорт | Здоровье | История | Образование | Туризм | Соседи | Происшествия | Наука | Шеф-повар АН | Досуг | 
Статьи  //  Культура   #Театр
«Дракон» вернулся на сцену театра Комедии
Сцена из спектакля. Дракон – н. а. России Юрий Лазарев
«Дракон» вернулся на сцену театра Комедии
«АН-Петербург» // 12.12.16

Николай Павлович Акимов, очень любивший пьесы Шварца, друживший с ним, обожал его и «Тень» и «Повесть о молодых супругах», «Голого короля» и больше всего «Обыкновенное чудо». И вернувшись из эвакуации, принялся за постановку новой пьесы «Дракон». Акимову казалось, что пьеса о борьбе против чудища-юдища так ко времени, и хоть «дракон» еще не побежден, но все идет к тому, да и не может добро не победить зло. И в 1944 году ленинградский Театр Комедии показывает в Москве спектакль, и радостные Шварц и Акимов ждут откликов на свое детище! Ведь Дракон – это же ничто иное, как фашизм и борьба с ним – святое. Но вместо похвальных оваций, авторов ждал разгром. Председатель Комитета по делам искусств Борис Храпченко не на шутку перепугался, а вдруг «сам» узрит в постановке пародию и сатиру на себя. И как не убеждали его видные мастера культуры драматург Николай Погодин, писатель Илья Эренбург и режиссер Сергей Образцов, что Дракон – это вовсе не «сам», спасти пьесу от запрета был нельзя…

«Дракон» не ставился 18 лет. Сергей Образцов поставил кукольного «Дракона» лишь в 1980 году. А в 1962 году Акимов уже после смерти Евгения Шварца вновь ставит «Дракона» в своем родном театре. И все тот же Лев Колесов в роли страшного узурпатора, Ланцелот – молодой красавец Геннадий Воропаев, а Бургомистра блестяще играл Павел Суханов. Ну, и затем «Дракон» с большим или меньшим успехом шествовал по отечественным и зарубежным сценам. Марк Захаров дважды ставил «Дракона» - первый раз в студенческом театре МГУ, но после нескольких спектаклей был запрещен. И в 1988 году захаровский фильм «Убить Дракона» вышел на телеэкраны. И вот, наконец, спустя десятилетия, «Дракон» возвращается на родную сцену, откуда началась когда-то история этой многострадальной пьесы…

Для постановщика спектакля и главного режиссера театра Татьяны Казаковой важно было сохранять акимовские названия в репертуаре Театра Комедии. Хороший тон и дань уважения к Николаю Павловичу Акимову просто требуют этого. Так появилась шварцевская «Тень» и вот теперь – «Дракон».

Признаться, я шла с неким опасением на премьеру. Ведь теперь, когда все разрешено и ничего не запрещено, можно толковать и трактовать Дракона, как только душе угодно. Любой вождь вполне годится для прямых или косвенных ассоциаций. Не удивилась бы, если вождь всех времен и народов вышел бы на первый план, ведь потоптаться на его имени так здорово, а главное, безопасно. Но, слава богу, этого не произошло, хотя отсылка на вождя все таки есть. Не удержаться, чтобы не намекнуть на портретное сходство Сергея Кузнецова, исполнителя роли Бургомистра, в знаменитом сталинском белом френче, видимо, было выше сил. Кстати, Бургомистр Сергея Кузнецова замечательно смешон в каждом своем выходе. Комический талант актера так очевиден, что публика без конца хохотала над всеми его ужимками и прыжками, которые, впрочем, вполне уместны в этом образе. Приятно и то, что текст Шварца остался неприкосновенным, за исключением небольших сокращений, но такова сценическая редакция театра, и надо сказать, сокращения пошли на пользу спектаклю, сделав его динамичным и стремительным. Правда, взятый темп, порой, мешал актерам выговаривать все слова и буквы, но отыграв 10-15 спектаклей, это уйдет, должно уйти. Денис Зайцев, в роли странствующего рыцаря Ланцелота, в своем привычном амплуа героя, увы, не поразил новыми поворотами, какими-то изюминками, которых так не хватает в этом и так очень пафосном образе. Почти таков и его Ученый в «Тени». Я ждала какой-то перезагрузки образа, чтобы не сравнивать Дениса Зайцева ни с самим собой, ни тем более, скажем, с Александром Абдуловым – Ланцелотом в ленте Марка Захарова. Играть абсолютных героев, без сучка и задоринки, вообще тяжело, и идеальные герои, как правило, малоинтересны, избежать этого, преодолеть клише любому актеру непросто. Понравился Виталий Куклин в роли Кота, органичный и комфортно существующий в мягком шерстяном костюме, иронизировал он, мурлыча, мягко и лениво. Любовь Виролайнен, наследница знаменитой актерской фамилии, в роли Эльзы мила, приятна, но не более. Будем считать эту большую и по-настоящему драматическую роль первыми шагами актрисы на прославленной сцене, хотя это далеко не дебют ее в Театре Комедии. Сергей Русскин, любимец публики и режиссеров, изрядно похудевший, такой милый и послушный Садовник!

И, наконец, Дракон! Выбор на эту роль н.а.России Юрия Лазарева вполне логичен. Один из ведущих актеров театра, мэтр, можно сказать. Но меньше всего я ожидала увидеть традиционного «дракошу» с когтями и огнем, как на новогодней детской елке, где злой Кащей, он же Дракон, он же Бармалей пугает деток, приводя в восторг родителей изобретательным костюмом и огнем из пасти. И хотя Шварц довольно подробно описал Дракона, его три головы, чешую, и прочие атрибуты птеродактиля, все же суть не в костюме. Как часто мы видим милых, обаятельных, невероятно притягательных и даже обворожительных злодеев в прекрасно сшитых дорогих костюмах. Именно таковы они в жизни. И распознать их бывает, порой, нелегко. Я ожидала именно такого великолепного Дракона, ничем не отличающегося от остальных людей. Да и, по Шварцу, он даже пару раз добр был. И чем больше лазаревский Дракон пугал публику, тем меньше было правды в этой страшилке. Хотя, возможно, появись актер без «драконовских» аксессуаров, его образ мог так сильно напомнить кого-то, что станет страшно? От греха подальше – пусть будет нормальный страшный-престрашный Дракон! И пусть его победит Ланцелот и пусть его победу присвоит Губерн… простите, Бургомистр! И все пойдет дальше своим чередом.

У каждого постановщика обязательно должен быть свой собственный, послушный его воле дракон, и может быть, побеждать его вовсе не обязательно?

Зоя КРАВЧУК
Адрес страницы (для ссылок на эту статью): http://AN-Piter.ru/30711

//  Культура
  Юбилейный XXV Международный «Брянцевский фестиваль» детских театральных коллективов
  Фильм «Марс Экспресс» появится на экранах российских кинотеатров в мае
  Гастроли Новосибирского академического молодежного театра «Глобус» в Санкт-Петербурге
  «И был блин на весь мир!»
  Премьера спектакля «Дорогая Елена Сергеевна»
  Лодейнопольский историко-краеведческий музей
  Лекция «Юрий Гагарин — человек будущего»
  Премьера спектакля «Кроткая. Монтаж»
  Выставка современного искусства в «Эрмитаж-Выборг»
  Фильм-участник каннского фестиваля «Природа любви» выйдет в российских кинотеатрах на этой неделе
  //  Видеосюжеты
В Петербурге решают судьбу мясокомбината - памятника конструктивизма на Московском проспекте

VK 
//   Новости
  Культура // Юбилейный XXV Международный «Брянцевский фестиваль» детских театральных коллективов
  Экономика // Сергей Миронов разъяснил «должное благосостояние» пенсионеров, о котором сказал Владимир Путин
  Культура // Фильм «Марс Экспресс» появится на экранах российских кинотеатров в мае
  Культура // Гастроли Новосибирского академического молодежного театра «Глобус» в Санкт-Петербурге
  Культура // «И был блин на весь мир!»
  Общество // Проблему наследования пенсионных прав рано или поздно нужно решать
    //  Ленинградская область
  Общество // Масленица в музеях Ленобласти
  Культура // Лодейнопольский историко-краеведческий музей
  Культура // Выставка современного искусства в «Эрмитаж-Выборг»
  Досуг // Музеи в часе езды от Петербурга
  Культура // В 2024 году музей-заповедник «Парк Монрепо» открыл свои двери для юных гостей сразу с несколькими экскурсионными программами
//   Объявления
//  Общество
    На Средней Рогатке потерялась собака
30.05
  Работа  Специалист по работе с пользователями, it-специалист
150 000 р.30.05
  Работа  Специалист по сбыту, it-специалист
150 000 р.30.05
  Работа  Менеджер
150 000 р.30.05
  Работа  Директор департамента программных технологий,it-специалист
150 000 р.30.05
//  Культура
Лодейнопольский историко-краеведческий музей
Город Лодейное Поле обязан своим появлением Петру I. Жители Присвирья были известны своим умением строить грузовые суда-ладьи, и именно здесь, на берегу широкой реке Свири, в 1702 году Петром Великим была заложена Олонецкая (позже Лодейнопольская) судостроительная верфь. Со стапелей Олонецкой верфи в 1703 году был спущен на воду первый корабль Балтийского военного флота.
//  Культура
  Подсмотренные истории
//  Культура
  Поэтический разговор о любви
//  Культура
  Несколько строк о любви
//  Культура
  Мир – это так сложно, так непонятно, так неоднозначно…
//  Город
Зашел в гости
//  Город
  Оранжерея ЛГУ им. А.С.Пушкина
Фото: Средняя Рогатка
//  Город
  Таврическая оранжерея
Оранжерея Таврического сада — это камерное пространство для отдыха и вдохновения в самом центре Петербурга.
//  Город
  На Финском заливе
//  Город
  Салют 27 января 1944 года
А. Пахомов, 1944 г.


©  AN-Piter.ru
©   АН-Петербург, материалы
с подписью <АН-Петербург>

Свободное использование в Интернет-пространстве текстов, фото и видеоматериалов, опубликованных с на этом сайте, допускается при условии обязательного размещения гиперссылки на источник публикации, точного воспроизведения используемых материалов. Использование материалов в печатных СМИ допускается с письменного разрешения редакции.
РЕКЛАМА


Редакция сайта: yprokofiev@yandex.ru