«Дракон» не ставился 18 лет. Сергей Образцов поставил кукольного «Дракона» лишь в 1980 году. А в 1962 году Акимов уже после смерти Евгения Шварца вновь ставит «Дракона» в своем родном театре. И все тот же Лев Колесов в роли страшного узурпатора, Ланцелот – молодой красавец Геннадий Воропаев, а Бургомистра блестяще играл Павел Суханов. Ну, и затем «Дракон» с большим или меньшим успехом шествовал по отечественным и зарубежным сценам. Марк Захаров дважды ставил «Дракона» - первый раз в студенческом театре МГУ, но после нескольких спектаклей был запрещен. И в 1988 году захаровский фильм «Убить Дракона» вышел на телеэкраны. И вот, наконец, спустя десятилетия, «Дракон» возвращается на родную сцену, откуда началась когда-то история этой многострадальной пьесы…
Для постановщика спектакля и главного режиссера театра Татьяны Казаковой важно было сохранять акимовские названия в репертуаре Театра Комедии. Хороший тон и дань уважения к Николаю Павловичу Акимову просто требуют этого. Так появилась шварцевская «Тень» и вот теперь – «Дракон».
Признаться, я шла с неким опасением на премьеру. Ведь теперь, когда все разрешено и ничего не запрещено, можно толковать и трактовать Дракона, как только душе угодно. Любой вождь вполне годится для прямых или косвенных ассоциаций. Не удивилась бы, если вождь всех времен и народов вышел бы на первый план, ведь потоптаться на его имени так здорово, а главное, безопасно. Но, слава богу, этого не произошло, хотя отсылка на вождя все таки есть. Не удержаться, чтобы не намекнуть на портретное сходство Сергея Кузнецова, исполнителя роли Бургомистра, в знаменитом сталинском белом френче, видимо, было выше сил. Кстати, Бургомистр Сергея Кузнецова замечательно смешон в каждом своем выходе. Комический талант актера так очевиден, что публика без конца хохотала над всеми его ужимками и прыжками, которые, впрочем, вполне уместны в этом образе. Приятно и то, что текст Шварца остался неприкосновенным, за исключением небольших сокращений, но такова сценическая редакция театра, и надо сказать, сокращения пошли на пользу спектаклю, сделав его динамичным и стремительным. Правда, взятый темп, порой, мешал актерам выговаривать все слова и буквы, но отыграв 10-15 спектаклей, это уйдет, должно уйти. Денис Зайцев, в роли странствующего рыцаря Ланцелота, в своем привычном амплуа героя, увы, не поразил новыми поворотами, какими-то изюминками, которых так не хватает в этом и так очень пафосном образе. Почти таков и его Ученый в «Тени». Я ждала какой-то перезагрузки образа, чтобы не сравнивать Дениса Зайцева ни с самим собой, ни тем более, скажем, с Александром Абдуловым – Ланцелотом в ленте Марка Захарова. Играть абсолютных героев, без сучка и задоринки, вообще тяжело, и идеальные герои, как правило, малоинтересны, избежать этого, преодолеть клише любому актеру непросто. Понравился Виталий Куклин в роли Кота, органичный и комфортно существующий в мягком шерстяном костюме, иронизировал он, мурлыча, мягко и лениво. Любовь Виролайнен, наследница знаменитой актерской фамилии, в роли Эльзы мила, приятна, но не более. Будем считать эту большую и по-настоящему драматическую роль первыми шагами актрисы на прославленной сцене, хотя это далеко не дебют ее в Театре Комедии. Сергей Русскин, любимец публики и режиссеров, изрядно похудевший, такой милый и послушный Садовник!
И, наконец, Дракон! Выбор на эту роль н.а.России Юрия Лазарева вполне логичен. Один из ведущих актеров театра, мэтр, можно сказать. Но меньше всего я ожидала увидеть традиционного «дракошу» с когтями и огнем, как на новогодней детской елке, где злой Кащей, он же Дракон, он же Бармалей пугает деток, приводя в восторг родителей изобретательным костюмом и огнем из пасти. И хотя Шварц довольно подробно описал Дракона, его три головы, чешую, и прочие атрибуты птеродактиля, все же суть не в костюме. Как часто мы видим милых, обаятельных, невероятно притягательных и даже обворожительных злодеев в прекрасно сшитых дорогих костюмах. Именно таковы они в жизни. И распознать их бывает, порой, нелегко. Я ожидала именно такого великолепного Дракона, ничем не отличающегося от остальных людей. Да и, по Шварцу, он даже пару раз добр был. И чем больше лазаревский Дракон пугал публику, тем меньше было правды в этой страшилке. Хотя, возможно, появись актер без «драконовских» аксессуаров, его образ мог так сильно напомнить кого-то, что станет страшно? От греха подальше – пусть будет нормальный страшный-престрашный Дракон! И пусть его победит Ланцелот и пусть его победу присвоит Губерн… простите, Бургомистр! И все пойдет дальше своим чередом.
У каждого постановщика обязательно должен быть свой собственный, послушный его воле дракон, и может быть, побеждать его вовсе не обязательно?
Зоя КРАВЧУК |