Гимн непобежденного города и непобежденного народа звучит над Невой как и 75 лет назад. Тогда 7-я симфония Шостаковича гремела из репродукторов на весь город и даже передавалась на фронт. Сегодня великое произведение так же волнует каждого петербуржца.
"Моя Седьмая симфония навеяна событиями в Ленинграде. Нашей грядущей победе и снятию блокады я посвящаю произведение", — писал Шостакович.
Вначале были просто наброски. Симфония еще не называлась блокадной, но блокада уже сковала Ленинград. И сам Шостакович ночами гасит зажигательные бомбы. Днем пишет музыку.
Пожелтевшие подшивки "Ленинградской правды". Всего один лист в день обо всех главных событиях. Но среди военных статей и призывов заготавливать дрова регулярно рассказы о том, как Шостакович работает. Его симфонию очень ждал город.
"Начал играть, тут же послышались сирены, и автор вынужден был начать эвакуацию жены и детей, но предложил не заканчивать музицировать. Потом мы увидели зарево из трамвая, то, что оставили вражеские налетчики", — писал современник.
"Масштаб и сила музыки неимоверны. Она не только о войне, она о войнах, которые были, увы, будут. Эта симфония всегда напоминает нам о том, какой ужас пережил русский народ", — сказал дирижер и пианист Максим Шостакович.
Пожелтевшие афиши до сих пор хранятся в филармонии. Легенда гласит, когда открыли прилетевшую в Ленинград партитуру, схватились за головы — музыкантов должно было быть в два раза больше, чем в оркестре. И Шостакович своей рукой подписал — ни в коем случае ни на одного человека меньше.
"Их пришлось приглашать и прикомандировывать в Ленинград с передовой", — рассказал Евгений Петровский, заместитель художественного руководителя Санкт-петербургской академической филармонии имени Д.Д.Шостаковича.
Репетировали с просвечивающими бинтами. А город, который пережил страшную зиму 1941-42 годов, обклеивался афишами "Седьмая симфония Шостаковича". Билеты сметались. С фронта везли солдат. Прямо из боя — на один вечер в мирную жизнь.
Настоящая реликвия Петербургской филармонии — книга учета всех концертов военного времени. 9 августа 1942 года. Оповещение по радио и афиши, указан, что исполняется оркестром под управлением Элиасберга, и вот количество пришедших — 1046 человек. Генерал Говоров велел — во время исполнения симфонии на город не должен упасть ни один снаряд. Так и было. Стекались к филармонии как на праздник.
В израненном городе в этот день в Большом зале филармонии, словно не было войны и блокады. Окна хоть и заколочены, но все люстры горели -поразительная роскошь для Ленинграда в 1942 году. А на сцене шла война — из музыки Шостаковича. И в этом зале каждому слушателю было понятно — победа будет за нами.
"Слушали музыку в напряжении. Мы же привыкли к напевам. Но вот прошло много лет, а музыку мы помним", — вспоминает Михаил Бобров, ветеран Великой Отечественной войны.
Несколько раз в зале гас свет, слышно было грохот орудий. Но музыка из зала филармонии транслировалась не только по всему Ленинграду, но и на фронт.
И даже фашисты слышали симфонию. Кажется, это и был еще один переломный момент в ходе военных действий.
"Это был счастливый миг. Мы собрались, объединились, и все совпало — теплое лето после страшной зимы 1942 года", — говорит Бобров.
Долго не расходились. После концерта вспоминали музыку. В конце Шостакович ясно дал понять — война закончится нашей победой. В этих звуках жители блокадного города явно расслышали рокот салюта над Невой.
|