26 апреля закончился прием заявок: в самом конце месяца из числа двух с лишним десятков претендентов на участие в конкурсе будут выбраны семеро самых достойных. Именно они будут допущены к главной конкурсной съемке одного из самых зрелищных спектаклей Молодежного театра «Последнее китайское предупреждение» по пьесе Бертольта Брехта «Добрый человек из Сычуани». Первая постановка этой известной пьесы немецкого драматурга, писателя и театрального деятеля, 120-летие со дня рождения которого отмечает в этом году весь мир, состоялась в 1943 году в Цюрихе, а вот петербургский спектакль Семена Спивака только-только разменял свою вторую «пятилетку».
Определять лучшие работы будет жюри, в состав которого вошли педагоги, обучающие профессии будущих фотокорреспондентов и медиадизайнеров в петербургских вузах, представители городского комитета по культуре и Союза журналистов, редакторы петербургских СМИ и, конечно, опытные и востребованные театральные фотографы — Владимир Постнов и Юлия Кудряшова. Председателем жюри стал автор идеи конкурса, худрук Молодежного театра Семен Спивак. Он же вручит победителю новоявленного конкурса гран-при за «фото, отражающее суть режиссерского высказывания».
На церемонии награждения, которая пройдет 27 мая, также будет присужден приз «Семь кадров» - за «историю, рассказанную в спектакле и отраженную в семи фотографиях». Автора «фото, отражающего накал эмоций» (это может быть как сцена из спектакля, так и портретное фото), наградят в номинации «Эмоция». Предусмотрены также приз зрительских симпатий и специальные призы от информационных партнеров, от комитета по культуре и от Союза журналистов (по этому поводу в оргкомитете намерены сохранять интригу до самого финала). Наконец, одному из конкурсантов предоставят бонус — возможность съемки на репетиции или на прогоне спектакля, который сейчас готовится к выпуску в одном из петербургских театров.
Собственно конкурсная съемка будет проведена 5 мая в Молодежном театре, при полном зрительном зале, в котором фотографам выделят особое пространство. Это несомненный плюс и редко случающаяся (в ситуации съемки живого спектакля) «зона комфорта». Ведь, как правило, администраторы театров выписывают фотографу контрамарку с местом по центру или в первом ряду, и зрители, невольно оказавшиеся по соседству, раздражаются и протестуют. Звуки и само присутствие камеры сбивают настрой, мешают восприятию, особенно когда фотограф меняет объектив или переставляет штатив. Артисты же, как правило, людей с камерами почти не замечают — если только те не вздумают, как и некоторые зрители, фотографировать со вспышкой не только поклоны, но и само действие. И если затвор щелкает слишком часто или не вовремя.
По этому поводу происходили разные казусы. Например, забавная история приключилась однажды с членом жюри конкурса, ныне известным фотографом Владимиром Постновым в те времена, когда он только начинал снимать спектакли (у него, к слову, диплом режиссера кино и телевидения, а по специальности он фотограф-художник). По сюжету герои как раз фотографировались, и актеры в жанре пантомимической клоунады разыгрывали комический эпизод «групповое фото на память». У персонажа-фотографа раз за разом «заедало» механизм затвора старенького фотоаппарата, а тем временем остальные действующие лица выстраивались в столь живописные композиции, что грех было это не запечатлеть. Что Постнов и сделал: в полной тишине раздался громкий щелчок его камеры, который все — и на сцене, и в зале — восприняли как часть действия, не распознав случайное вмешательство извне...
Подобных историй, которые превращаются в театральные байки, у старших товарищей — опытных судей и наставников будущих театральных фотографов — превеликое множество. Им прекрасно известно, насколько важны деликатность и такт в отношении артистов на сцене и создателей спектакля. Поэтому в дни, предшествующие конкурсной съемке, особое внимание будет уделено использованию звукозащитных заглушек и кофров, и, конечно, просветительской деятельности — в том смысле, что финалистов будут учить грамотному восприятию спектакля: понимать, что и почему снимаешь, стараться передать дух произведения, чувствовать, что хотел сказать режиссер, ловить энергетическую волну от актеров.
Иными словами, конкурсантам придется думать, прежде чем нажимать на кнопку. Раньше ко всему этому добавлялась еще и необходимость помнить, что в катушке с пленкой ограниченное количество кадров, а сейчас цифровая камера здорово упрощает жизнь — сделай хоть тысячу снимков. Только потом будь готов потратить часы, а то и дни, на их просмотр и выборку (по контрасту, по свету, по резкости, наконец, по эмоции), и провести еще немало времени на обработку удачно пойманных моментов. К слову, по условиям конкурса запрещено применять спецэффекты, фильтры и тому подобные ухищрения — рассматривать будут только живые кадры. Кроме того, все конкурсные фотографии будут «обезличены»: члены жюри, не зная имен участников, смогут судить максимально непредвзято.
А еще участникам конкурса желательно искренне полюбить театр — как, например, Артем Бондаренко: дипломник известного петербургского фотографа Павла Маркина, студента факультета фотокорреспондентов имени Гальперина несколько лет назад начал знакомство с театрами и настолько увлекся, что, по его собственному признанию, «стал театральным фанатом». Он и диплом будет защищать на театральную тематику, и, что показательно, очарован камерными театрами, где витальная энергия буквально бьет через край...
Перед съемкой спектакля пройдет мастер-класс: Юлия Кудряшова поделится секретами профессии. Намечена и встреча артистов, играющих в спектакле «Последнее китайское предупреждение», режиссера-постановщика Семена Яковлевича Спивака и администрации Молодежного театра с конкурсантами. В числе прочего им будет настоятельно рекомендовано ознакомиться с пьесой (что всегда, например, делают театральные критики, пишущие о постановке). Но тем, кто по каким-то причинам не сможет прочитать текст Брехта, изложат краткое содержание произведения. Здесь можно возразить, что в наш век пьесы читать необязательно, поскольку происходящее на сцене часто отличается от того, что написано у автора, причем иногда самым кардинальным образом... Впрочем, к спектаклям Молодежки это не относится: здесь к первоисточнику неизменно внимательны и уважительны.
Идея растить и воспитывать театральных фотографов, находить новые имена среди фоторепортеров и фотохудожников давно назрела в профессиональном сообществе. Сегодня театральная фотография очень востребована, в особенности в культурной столице. Все без исключения театры мечтают о высокохудожественной и качественной «картинке», которую используют и для публикаций материалов в СМИ, и для интернет-ресурсов (официальных сайтов, групп в социальных сетях и т.д.), и для рекламных целей, и для полиграфии... Однако, мастеров, обладающих достаточным опытом сценической съемки и умеющих точно и образно отразить художественный замысел в кадре, на данный момент в Петербурге считанные единицы, и зачастую они — формально или исторически — привязаны к определенному театру. Профессиональный театральный фотограф — это «штучный товар».
Отныне у молодых талантов появился шанс заявить о себе театральному и журналистскому сообществу и в определенном смысле вырасти в профессии, в кратчайший срок сделать значительный шаг вперед в тепличных, по сути, условиях и под заботливым, деликатным присмотром. А учредители уже задумываются о национальном и международном конкурсе...
Мария Кингисепп |