Среди самых известных городских адресов надо вспомнить Суворовскую площадь, где стоит знаменитый памятник работы М.И. Козловского. Взгляд генералиссимуса в образе античного бога войны Марса обращен на Санкт-Петербургский государственный институт культуры, разменявший в прошлом году вторую сотню лет своего существования. И неслучайно один из крупнейших гуманитарных вузов страны стал партнером VI Российского суворовского патриотического фестиваля искусств «Александр Суворов — 290 лет». Не случайно в состав жюри фестиваля вошел профессор, декан факультета эстрады, заведующий кафедрой мюзикла Виктор Михайлович Лебедев, преподающий в СПбГИК с 1960 года. Среди работ этого известнейшего советского и российского композитора — музыка к 160 отечественным кинофильмам, среди которых не только «Проводы белых ночей», «Небесные ласточки», «Будьте моим мужем», «Ищите женщину», но и все знаменитые ленты о гардемаринах.
- Виктор Михайлович, как вы думаете: мог бы генералиссимус Суворов стать героем мюзикла?
- А почему нет? Очень даже мог бы. И я бы написал для него музыку с удовольствием. Суворов не только полководцем, но и личностью был незаурядной. А мне тогда надо было бы отталкиваться от русских гвардейских маршей. Марша Андреевских гвардейцев. Тем более что я уже написал музыку для нового фильма Светланы Дружининой «Гардемарины IV» — а там война с турками, победоносное завоевание Крыма и так далее.
- Тем более что вы и с самим Александром Васильевичем практически соседи — вы живете и работаете рядом с Суворовской площадью. Наверное, почти каждый день с ним здороваетесь?
- Конечно. Знаете, сколько уже? 59 лет. Только теперь не поклоном, а гудком машины. Я даже возьму на себя смелость сказать, что прописан в этом городе высшими силами (и это не высокопарные слова, не фантазия — это правда). Я люблю его, хотя он и связан с тяжелыми годами потерь во время войны. Но для меня ничего нет лучше, чем пройтись вот здесь, по набережной, чем посмотреть из окна миллион раз. Казалось бы, сколько можно? А я столько лет из этого кабинета вижу, как по заказу — Марсово поле, Летний сад, Храм на крови... И до сих пор думаю, что первый фильм, к которому я написал музыку, и для которого великолепными декорациями стали ленинградские пейзажи - «Проводы белых ночей» режиссера Юлиана Панича — из лучших моих работ. Я не поднимался выше этой музыки, сочиненной в этом здании с видом на разведенный Троицкий мост...
- Песня из этого фильма «Ах, как они любили» сразу и надолго стала популярной у молодой публики. У вас чрезвычайно счастливая творческая судьба — ведь с тех пор вы написали знаковые песни для трех или четырех поколений... А что сейчас поют ваши студенты?
- Да кажется, все мои песни они спели. И продолжают петь. Нравятся им больше всего «Гардемарины», хотя прошло уже тридцать лет с того дня, когда я написал первую ноту. Нравится все, что пела Людмила Гурченко — у них ведь музыка ассоциируется с исполнителями...
- Сейчас довольно много «перепевают» песен из классики советской эстрады и кино. Насколько хорошо это получается у молодых исполнителей? Мне думается, что это не очень, за единичными исключениями. В чем причина?
- Утратили самобытность, свое лицо. Стали заимствование выдавать за творчество. И порой довольно беспомощное заимствование. Это болезнь поколения, она проявляется во всех областях: и в живописи, и в литературе, и в театре...
- Может, виноват тот бешеный поток информации, который нас захлестывает уже несколько десятилетий?
- Я не думаю. Талантливое — оно в любом потоке все-таки вычленяется. Но я не хочу, чтобы с моих слов создалось впечатление, будто такова сегодня вся наша эстрада. И это не брюзжание, не ревность поколения к поколению. Я не приемлю лозунг стариков: раньше было лучше. Что-то было лучше, а что-то просто по-другому. Поэтому сегодня надо отделить зерна от плевел, не размахивать во все стороны кистью с черной краской. Но и не суетиться, стараясь, запыхавшись, поспеть за убегающим временем.
- Вот мы и подошли к теме Суворовского фестиваля. Думается, ваша работа в жюри конкурсной программы — прекрасный способ «отделить зерна от плевел». Какими критериями вы будете руководствоваться? Какие результаты может дать конкурс?
- Мне хотелось бы, чтобы на эстраду приходили, прежде всего, культурные люди. И критерии будут те же, с которыми я воспитываю молодых артистов на своем факультете: опираясь на высшие образцы искусства, которые сформировали и меня. При этом понимая: у них свой путь, своя эстетика, и дай Бог им удачи.
Беседовала Анна Константинова |