|  Новости   |  Фото   |  Видео   |  События   |  Блоги   
Политика | Экономика | Общество | В мире | Город | Скандал | Криминал | Культура | Спорт | Здоровье | История | Образование | Туризм | Соседи | Происшествия | Наука | Шеф-повар АН | Досуг | 
Статьи  //  Культура   #Театр
«Что остается после нас?»
Бал воров. Сцена из спектакля
Фото: Надежда Борисовская
«Что остается после нас?»
Евгений Соколинский // 30.03.19

Следом за ануевским «Нас обвенчает прилив» («Ромео и Жанетта») в Молодежном театре на Фонтанке последовала версия еще одной пьесы Ж. Ануя в Театре музыкальной комедии. «Бал воров» в отличие от «Ромео и Жанетты» шел довольно часто по России. Он легкий, насмешливый. Автор обозначил жанр пьесы как «комедия-балет». Почему бы не показать ее в музыкальном театре? Но Театр музкомедии не первопроходец. В 2003 году «Бал воров» ставился Театром Буфф (постановка И. Штокбанта на музыку В. Успенского).

Нынешний мюзикл «Бал воров» родился трудно, не с первой попытки. Первоначально идею предложил Геннадий Тростянецкий. Он задумал драматическую историю, визуально, в манере французских импрессионистов. Были написаны стихи Михаилом Бартеневым и музыка уральцем Александром Пантыкиным. Увы, создатели мюзикла гармонии не достигли. Тростянецкий выпал из трио. Но театр не может выбросить в корзину плоды годичного труда. Место режиссера занял московский постановщик Андрей Житинкин.

Он никогда не ставил ни опер, ни оперетт, хотя со свойственной ему скромностью однажды признался в интервью: «Такой широкой палитры, как у меня, нет ни у кого». Житинкин действительно пестр в своем выборе: от Уайльда до Хакамады. Слывет эпатажником и авангардистом. О самом себе выпустил книжечку «Плейбой московской сцены» (2003). Приближаясь к шестидесятилетию, он стал менее «плейбоистее». Почему бы ему и не поставить на скорую руку Ануя?

Единственное, что сближает спектакль со столичной светской жизнью, это оформление и костюмы известного московского кутюрье Андрея Шарова. Правда, особого шика и оригинальности в них не заметишь. Антураж, как ни странно, приближается к «Приливу». То же море, юг Франции, пальмы и кипарисы. Только в отличие от «живого» моря Александра Орлова у Александра Шарова волны неподвижны и забавно стоят торчком. А посреди них – «парус одинокий». Хор поет: «Мы терпеливо ожидаем прилива». Хотя почему? Никто, вроде, топиться не собирается. Кстати, у Ануя действие происходит на курорте Виши, где нет ни моря, ни пальм.

Природа проявляет себя в спектакле жуткой грозой, обещающей бурные события. Чем-то это напоминает грозы и ливневые дожди в «Иоланте», последней премьере А. Жолдака.

В «Бале воров», как и в «Жанетте», поступки героев непредсказуемы. Воры меняют маски, но и «порядочные» граждане тоже постоянно блефуют. В конце концов, все оказываются симпатягами (или должны оказаться). Парочка свадеб вопреки всему венчает представление. Но в Молодежном Спивак следует оригиналу и вместе с актерами оправдывает условные драматургические ходы автора. Про Андрея Альбертовича Житинкина, народного артиста России, его поклонница Марина Райкина пишет в своей книге: «Он один из немногих режиссеров, кто не притворяется в своей любви к артистам». Вот молодец какой! Действительно, не притворяется. Актеры Музкомедии, очевидно, были предоставлены самим себе и делают то, что привыкли изображать в штампованных постановках «Мариц», «Сильв» и «Мистеров Икс». То есть на сцену выходят типовые герои классических оперетт с манерностью, «светскостью» и мелодраматизмом; отставленными ручками (у женщин), идиотизмом (у мужчин) и т.д. Совершенно из другой, не ануевской, стилистики, Светлана Лугова (леди Хэф). Доблестная дама мечтает «удрать из золотой клетки». Очень трогательно! У бедных инженю Анастасии Лошаковой/Жюльетт и Елизаветы Олисовой/Евы нет даже традиционного кальмановско-легаровского умопомрачительного каскадного танца. Не за что зацепиться в либретто, в мизансцене.

Александр Байрон (лорд Эдгар) напоминает в своей белой фуражке и кителе Остапа Бендера/Миронова, только без чувства юмора. Зато у других персонажей банальные «остроты» сыплются в либретто, как из ведра. В отличие от «Прилива», по поводу любовных переживаний замечают: «все эти чувства выдумал Шекспира». Соответственно циничному постулату себя и ведут. Попадается и «дефектный» Уайльд: «Жизнь не стоит, чтобы принимать ее всерьез» (у английского остроумца: «Жизнь слишком сложна, чтобы относиться к ней серьезно»).

Единственное, что, видимо, заботило режиссера, это полицейский, спускающийся с небес (как Швейк, Монфлери в спектаклях Александринки), юный вор-романтик, проезжающий по залу на мопеде. Ну, и конечно, «дерзкий» вызов власти, когда при аресте Петер (Александр Круковский) бросает в зал свежую остроумную фразу: «Главные воры обитают на самом верху». Аную подобные эстрадно-газетные обличения глубоко чужды. Он, по сути, аполитичен.

У Ануя непредсказуемость – в жанре изящного, комического абсурда. В известном смысле, «Бал воров» – пародийный вариант «Ромео и Жанетты». Добропорядочным Маме, Фредерику, Юлии из этой пьесы соответствуют леди Хэф, лорд Эдгар и богатые невесты Жюльетт с Евой в «Бале». Разгильдяям Папе, Люсьену, Жанетте – три жулика Петер, Гектор и Гюстав. Отец и сын Дюпон занимают промежуточное положение между светскими людьми и авантюристами.

Однако все персонажи в «Бале»-комедии более прихотливо перемешаны. Обманчивость каждого из действующих лиц носит игровой, маскарадный характер. Лорд Эдгар у драматурга объявляет вора Гюстава своим утраченным и внезапно обретенным незаконным сыном; племянница леди Хэф (опять таки Жюльетт) заявляет, что будет спать на газетке, при краже стоять на стреме и свистеть. В пьесе нет никакого «сю-сю», свойственного спектаклю. В постановке психологически необъяснимо поведение леди Хэф, которая пускает от скуки рецидивистов на свою виллу. В равной степени, не мотивировано возвращение награбленного юным Гюставом. Александр Леногов «перебежал» из Театра эстрады (Алджернон из «Искусства жениться» по О. Уайльду), благополучно не заметив парадоксальность британского и французского драматургов. Правда, ему «помогают» режиссер и кутюрье Шаров, нарядив в канареечный пиджак и розовые брючата. Во втором действии попугаистый наряд нового Ромео сменяется «воровским» комбинезоном.

Один Дюпон-сын (отличный каскадный комик Иван Корытов) пытается «выпрыгнуть» из своего амплуа, но при этом впадает в истерику, сообщив: «Я – полный дефолт». Наиболее достойно держится глава воровского триумвирата Петер Боно (Александр Круковский), получая удовольствие от перевоплощений в вульгарную продавщицу шезлонгов и солидного адмирала.

В постановке, явно, не сочетаются остатки первоначального замысла (из него – глубокомысленный финальный хор «Что остается после нас?» и первый монолог кларнетиста с непонятным надрывом) и пошлые шлягеры «А твой мужчина просто глина», «Только сердце по привычке стучит». В музыке Пантыкина дежурный вальс сменяется дежурным танго. Композитор щедро заимствует чужие мелодические обороты. Лишь массовый рок кордебалета (балетмейстер Владимир Романовский), рок Дюпонов «На Пятой авеню» вносят в вялое и глуповатое действие известную энергию.

На философский вопрос «Что остается после нас» после такого спектакля приходится ответить: «Ничего не остается, кроме сожаления и недоумения». Жалко пьесу, которая хороша, а теперь не имеет почти ничего общего с первоисточником. Для ее постановки нужен особый вкус и стиль. Жалко актеров, заслуживающих более ответственного режиссера.

Итоги каждого прихода в театр непредсказуемы. Хотелось бы чаще неожиданно радоваться.
Адрес страницы (для ссылок на эту статью): http://AN-Piter.ru/32014

//  Культура
  Театр для детей в заботе о завтра
  Премьера спектакля «Царь-рыба»
  «Арлекин» уже близко
  Премьера спектакля «Ретро»
  Риск – благородное дело молодых
  Юбилейный XXV Международный «Брянцевский фестиваль» детских театральных коллективов
  Фильм «Марс Экспресс» появится на экранах российских кинотеатров в мае
  Гастроли Новосибирского академического молодежного театра «Глобус» в Санкт-Петербурге
  «И был блин на весь мир!»
  Премьера спектакля «Дорогая Елена Сергеевна»
  //  Видеосюжеты
В Петербурге решают судьбу мясокомбината - памятника конструктивизма на Московском проспекте

VK 
//   Новости
  Культура // Премьера спектакля «Царь-рыба»
  Культура // Премьера спектакля «Ретро»
  Культура // Юбилейный XXV Международный «Брянцевский фестиваль» детских театральных коллективов
  Экономика // Сергей Миронов разъяснил «должное благосостояние» пенсионеров, о котором сказал Владимир Путин
  Культура // Фильм «Марс Экспресс» появится на экранах российских кинотеатров в мае
  Культура // Гастроли Новосибирского академического молодежного театра «Глобус» в Санкт-Петербурге
    //  Ленинградская область
  Общество // Масленица в музеях Ленобласти
  Культура // Лодейнопольский историко-краеведческий музей
  Культура // Выставка современного искусства в «Эрмитаж-Выборг»
  Досуг // Музеи в часе езды от Петербурга
  Культура // В 2024 году музей-заповедник «Парк Монрепо» открыл свои двери для юных гостей сразу с несколькими экскурсионными программами
//   Объявления
//  Общество
    На Средней Рогатке потерялась собака
30.05
  Работа  Специалист по работе с пользователями, it-специалист
150 000 р.30.05
  Работа  Специалист по сбыту, it-специалист
150 000 р.30.05
  Работа  Менеджер
150 000 р.30.05
  Работа  Директор департамента программных технологий,it-специалист
150 000 р.30.05
//  Культура
Театр для детей в заботе о завтра
XXI фестиваль «Арлекин», завершающий работу в Петербурге, представил в Северной столице две постановки Сойжин Жамбаловой, режиссера Бурятского академического театра драмы им. Х. Намсараева: каждая их них настоящее откровение для иных взрослых.
//  Культура
  «Арлекин» уже близко
//  Культура
  Риск – благородное дело молодых
//  Культура
  Лодейнопольский историко-краеведческий музей
//  Культура
  Подсмотренные истории
//  Город
Первоцветы на острове Новая Голландия
Фото: Средняя Рогатка
//  Город
  Засыпанный снегом Павловский парк
Фото: Средняя Рогатка
//  Город
  Колечко на память
Фото: Эльвина Одинцова
//  Город
  Зашел в гости
Фото: Средняя Рогатка
//  Город
  Оранжерея ЛГУ им. А.С.Пушкина
Фото: Средняя Рогатка


©  AN-Piter.ru
©   АН-Петербург, материалы
с подписью <АН-Петербург>

Свободное использование в Интернет-пространстве текстов, фото и видеоматериалов, опубликованных с на этом сайте, допускается при условии обязательного размещения гиперссылки на источник публикации, точного воспроизведения используемых материалов. Использование материалов в печатных СМИ допускается с письменного разрешения редакции.
РЕКЛАМА


Редакция сайта: yprokofiev@yandex.ru