- Альберт, вы поете романсы и арии, народные песни и эстрадные, лирические и гражданские... А любимая песня у вас есть?
- У меня их много. Мне очень нравятся народные песни. Потому что в них есть искренность и хороший, безофициозный патриотизм. Это, например, «Черный ворон», «Из-за острова на стрежень». И, конечно, песни военного времени: «Эх, дороги» Новикова, «Заветный камень» и «Темная ночь» Мокроусова, «Два брата» и «Скажи, товарищ» Гаврилина. Все это произведения композиторов, которые прошли войну. Они созданы с очень глубоким пониманием сердца солдата. Пониманием того, о чем он думает в то время, когда нужно идти и победить в бою. Ведь очень многие фронтовики вспоминали: «Я думал о своей семье, о том, чтобы жить»... Все были объединены общей большой целью, и эта цель была Победа. Не было ни религиозных противоречий, ни национальных. И музыка, которая была написана в военные годы, очень чистая. Огромное количество произведений периода Великой Отечественной войны вошло в наш песенный «золотой фонд». Потому что когда ты на войне, перед лицом смерти, уходит все мелкое и ненужное, остается только любовь... И настоящая, кристальная, как капелька росы, Россия.
- Получается, что патриотический репертуар вам действительно творчески близок?
- Скажем так: мне не близок патриотизм на официальном уровне, «для галочки». Мое понимание патриотического репертуара — это целый пласт музыки, позволяющий очень разносторонне проявиться таланту и понять нечто очень важное о себе. Сюда можно отнести не только песни о войне, народные песни, но и произведения классической музыки, эстрадной и даже романсы, например, «Вы, чьи широкие шинели напоминали паруса...». То есть, огромное количество разнообразной музыки! А самое главное — это очень важная часть отечественной культуры, благодаря которой ты проникаешь и в историю страны, и, что очень важно, в национальный характер. Например, есть вокальный цикл Свиридова на стихи Есенина «Отчалившая Русь». И в одной из песен такие слова: «О, Родина, счастливый и неисходный час! Нет лучше, нет красивей твоих коровьих глаз». Представляете такой образ — коровьи глаза?
- Боюсь, большинству современных людей не так уж просто будет его представить...
- Да, но когда начинаешь размышлять над этими строками, над историей их создания — то узнаешь, что Есенин писал в то время, когда абсолютное большинство в стране составляли жители деревни. Что в этом образе — вся Россия, вся российская деревня. И оттуда тянутся наши корни. Только поняв это, можно и понять, куда двигаться дальше.
- Вы — зрелый артист и профессионал, много работающий и на сцене, часто входите в жюри различных конкурсов. Совсем недавно вы прослушивали конкурсантов Суворовского фестиваля искусств. А каков репертуар молодого поколения? Какая музыка им, молодым, интересна?
- Я уже не впервые работаю с этим фестивалем. Мне нравится идея, которая его выделяет. Здесь, во-первых, поют на русском, а русскоязычный вокальный репертуар имеет совершенно особенную, неповторимую мелодику. И, во-вторых — поют патриотическую песню, звучит широчайший диапазон произведений. В основном, конечно, выбирают современные. И я ни в коем случае не скажу, что «современные песни плохие, а вот раньше были...». Много есть новых хороших песен. Красивые тексты, красивые мелодии: «Ты живи, моя Россия, славься русская земля, краше нет под небом синим...».
- Все-таки он существует — художественно высокий современный патриотический репертуар?
- Без сомнения. Просто, наверное, сегодня сложно писать популярную классику. В советскую эпоху это все-таки был мейнстрим, была очень серьезная школа и традиция, а в 90-х нам сказали, что это было плохо, что классические и народные образцы не нужны. И еще не пришло новое поколение, которое может написать современно — но классично и, в то же время, популярно. Поэтому сегодня чаще либо копируют советскую мелодику, либо пишут слишком эстрадно, что для классического певца просто неинтересно. Думаю, что должно пройти время. Но уже есть авторы, которых поют, которые звучат сегодня.
- Вы провели очередной мастер-класс для участников Суворовского фестиваля. Что можете сказать об их исполнительском уровне?
- По своему опыту (а он у меня внушительный) могу сказать: никогда, ни в одном городе, ни на одном конкурсе не бывает много исполнителей, которые удивляют. Это нормально. Потому что творчество, пение — это действительно большая работа. Вы же понимаете: не бывает слишком много талантливых художников, управленцев, юристов...
- Естественно. Это вопрос таланта, призвания, школы. Поэтому, наверное, нужны эти разнообразные конкурсы и фестивали: чтобы формировалась среда, в которой вырастут таланты?
- Конечно. Участники преимущественно в возрасте до 18 лет — и для них это большой шаг. И большой смотр. Здесь они могут увидеть и услышать, что поют, как поют, какие советы дают, на что обращают внимание. И они могут стать лучше. Даже если кто-то не займет призового места, но он умный (а вокалист не может быть глупым, потому что в этой профессии все построено на образах — приходится мысленно обрабатывать очень много образной информации), то через несколько лет он вполне сможет обойти тех, кто в этом году выиграл.
- Как минимум они смогут стать хорошими слушателями...
- Да, конечно. Один из моих педагогов говорил: «Мы воспитываем не певца, а личность». Вот это очень важно. То есть певец может не стать певцом, но личностью стать он должен.
- Мастер-класс вы проводили для ребят, которые прошли уже два тура, это уже предполагает определенный уровень?
- Да, и они занимаются вокалом, поэтому самое главное для меня — это перспектива. Мы все учимся каждый день, каждый — на своем уровне. Когда ты встречаешь перспективных ребят, то видишь, что может быть достигнута определенная цель. И вот сегодня на мастер-классе я увидел: для нескольких участников цель стать профессиональным певцом вполне реальна. Это очень радостно осознавать.
Ну, а моменты работы с ритмом, работы с голосом, с художественной составляющей произведения — это уже ежедневный самостоятельный труд каждого вокалиста. И сегодня мы на этом акцентировали внимание. Какую бы песню человек ни пел, проявляются какие-то обычные для него проблемы. И моя задача подсказать, где получается не так хорошо, как могло бы быть — не вердикт выносить, а давать возможность, показывать направление развития. Все можно исправить, если показать, как исправить. Пойдут ли они этой сложной творческой профессиональной дорогой? Сложной, но очень интересной. Дальше — выбор только за ними. |