Кто быстрее учится?
Оказывается, чужой пример в первую очередь учит жуликов: еще недавно топорно работавшие «звонари» отточили свое мастерство почти до совершенства. Неосторожно отвечая на звонок с незнакомого номера, вы выслушаете весь стандартный набор офисной вежливости. Вам представятся (без фамилии, конечно), озвучат название банка, в котором вы открывали счет (и, соответственно, имеете карту), пожелают хорошего дня, поинтересуются, удобно ли вам разговаривать и есть ли у вас время пообщаться, кинут пару фраз про заботу о клиентах, могут «налить воды» даже о каком-нибудь банковском продукте. Вероятно, вас даже назовут по имени-отчеству и банально проговорят номер вашего телефона… Внимание: с этого момента и начинается отсчет – большинство людей наивно полагает, что все это сведения известные только вам и банку. Отнюдь. Даже если не брать в расчет хакерство (кибервзлом информационных баз), возможности почерпнуть о вас сведения больше чем достаточно. Каждый раз, когда вы заполняете в магазинах анкеты на скидочные карты, думаете ли вы о последствиях указания в анкете своего телефонного номера? А оглядываетесь ли в метро или торговом центре, когда оплачиваете через банкомат услуги мобильной связи или снимаете с карты деньги? Одно время сеть «осведомителей», на месте мгновенно подглядывающих выводимые на монитор номера и суммы, работала изрядно… Словом, промахи в финансовой кибербезопасности – очень часто дело наших собственных рук.
Знают ли о жуликах банки?
Подозревать банки в равнодушии к наболевшей проблемы кибержулья нельзя. Если вы теряете в случае «попадалова» деньги, банк теряет и деньги и репутацию. Говорит заместитель председателя Северо-Западного банка, директор головного отделения Сбербанка по Санкт-Петербургу Анатолий Песенников: «Сегодня в Петербурге в обращении находится порядка 4 000 000 карт нашего банка. Это не означает, что атакам жуликов подвергаются исключительно наши клиенты: страдают все наши коллеги. Сегодня мы живем в мире, где кибербезопасность − один из ведущих рисков. Об этом необходимо помнить. Мы не скрываем номер нашего коллцентра: по нему вы всегда можете сообщить о каждой попытке изъятия ваших средств. Но вы вправе и не отвечать на звонки с любого показавшегося вам подозрительным номера или заблокировать его раз и навсегда. В нашем банке создан центр по борьбе с кибермошенничеством, и сегодня посредством системы выявления подозрительных операций в онлайн-режиме (система фрод-мониторинга) мы можем определить, насколько подозрительна та или иная транзакция. Система эта анализирует несколько сотен параметров любой операции и поведения клиента и дает оценку уровня ее риска. Платформа обрабатывает более 300 000 000 событий, а на оценку одной операции уходит меньше 100 миллисекунд. Если выявляются рисковые операции, система направляет их на дополнительное подтверждение. Но, несмотря на то, что нами внедрена защита от подмены номера телефона клиента при звонке в банк и при звонках от имени банка клиенту, большинство случаев мошенничества связано с социальной инженерией. Как только ваш номер телефона попадает в свободный доступ, по нему неминуемо кто-то начинает названивать, представляясь банковским служащим и выуживая необходимые ему сведения. Поэтому очень важно, чтобы не только банки, но и клиенты бережно относились к той информации, которая носит исключительно конфиденциальный характер».
Что делать?
Собственно, ответ на самый популярный в отечестве вопрос уже дан: заниматься самоконтролем и никогда (как нас учили еще классики) не разговаривать с неизвестными. Запомните, что никогда нельзя:
- сообщать кому-то свои пароли, ПИН- и CVV-коды, коды из СМС (даже настоящим сотрудникам банка)
- переходить в сети по подозрительным ссылкам: мошенники могут заразить ваш компьютер или телефон вирусом и украсть ваши данные
- сообщать свой номер телефона неизвестным, подозрительным лицам.
И самое главное: проявите заботу о старшем поколении, не владеющем широкой информацией о кибербезопасности. Объясните своим бабушкам и дедушкам, что любые звонки из банка – подлог, что информация, касающаяся их пластиковых карт и вкладов, конфиденциальна. Научите их, что прибегать к помощи посторонних при снятии средств с банковских карт в общественных местах опасно, и если такая помощь требуется, лучше просить ее у сотрудников в офисе самого банка. Старая шутка про спасение утопающих остается в силе, но пора учиться плавать… |