В музыкальной составляющей истории Санкт-Петербурга имеется много тайн и загадок. Вот лишь некоторые из них. Почему царь Петр пел на церковном клиросе и как он стал отменным барабанщиком? Какую роль играла музыка в жизни светлейшего князя Потемкина? Кого в XVIII столетии называли «Орфеем реки Невы» и кто вошел в историю музыки под лестным прозвищем «дедушка русского романса»? Какой «живой орган» в давние времена звучал с водной глади Невы, и что за «малиновый звон» разносился с ее берегов? Какие музыкальные события происходили в имении Кушелева-Безбородко на Полюстровской набережной и во дворцах принца Ольденбургского и великокняжеского семейства «Константиновичей» на Дворцовой набережной?
Какой всем нам с детства знакомый писатель был в молодости виртуозным скрипачом и автором опер? Что за музыкального монстра, приводившего в ужас обывателей набережной Большой Невы, построил «барон Брамбеус»? Кто он — таинственный «профессор музыкальной химии», принимавший друзей в «львиной пещере»? Почему составителем первого сборника русских народных песен был архитектор Львов? Куда исчез театр на Адмиралтейской набережной, в котором начиналась сценическая карьера великого русского баса Федора Шаляпина, и почему он назывался по имени путейского инженера Панаева? За что друзья-музыканты называли Бородина «алхимиком» и желали ему «не здоровья, а болезни»? Кто такой Бедв Лайцоргций и кого высмеивали в песенке о «чижике-пыжике»? Какую роль сыграли в истории русской музыки гардемарины и почему маршал Тухачевский не стал скрипачом?
Очерки сопровождаются большим количеством иллюстраций и многочисленными фрагментами из мемуарной литературы, что позволит читателям полнее прочувствовать своеобразный колорит разных периодов музыкальной жизни на берегах Невы.
Полоник Ю. В. Музыкальные тайны и загадки берегов Невы. СПб, 2018 — 416 с., 181 илл.
ISBN 978-5-4386-1507-1
Полоник Ю. В. Музыкальные тайны и загадки берегов Невы – 2. СПб, 2020 — 384 с., 149 илл.
ISBN 978-5-4386-1907-9 |