|  Новости   |  Фото   |  Видео   |  События   |  Блоги   
Политика | Экономика | Общество | В мире | Город | Скандал | Криминал | Культура | Спорт | Здоровье | История | Образование | Туризм | Соседи | Происшествия | Наука | Шеф-повар АН | Досуг | 
Статьи  //  Город   #Охрана памятников
Хранить нельзя реконструировать
Хранить нельзя реконструировать
Анна Константинова // 16.05.21

История Алексеевского сада, ныне пребывающего в плачевном состоянии, началась в 1883 г., когда один из крупнейших зодчих своего времени, профессор Академии художеств М.Е. Месмахер начал работу над проектом дворцово-паркового ансамбля на участке, приобретенном в собственность Вел. князем Алексеем Александровичем. Позднее этот комплекс назовут «последней усадьбой Санкт-Петербурга».

В единую архитектурную композицию «последней усадьбы» вошли дворец, здания служб, конюшенный двор и обширный сад — с парадной частью у северного фасада дворца, выходящего на Мойку, и «собственным садом», отделенным высокой стеной от Алексеевской улицы (ныне улицы Писарева). Изначально сад занимал пространство вплоть до Офицерской улицы (ныне улицы Декабристов). Его планировка носила черты «пейзажного» (романтического) стиля: искусственно созданные холмы, извилистые грунтовые дорожки, «вольное» расположение деревьев разнообразных пород и парковых скульптур между ними. Замысел архитектора теснейшим образом связал дворцовые интерьеры с композицией парка. Например, окруженный деревьями фонтан у южного фасада был расположен перед окнами кабинета, представляя живую ландшафтную картину, которую должны были видеть из окон владелец дворца и его посетители.

Первые потери парк понес в начале ХХ в., когда часть его территории была продана расширяющемуся кондитерскому производству Жоржа Бормана, Поставщика Двора Его Императорского Величества. Последующие исторические и климатические катаклизмы, включая наводнение 1924 г., тоже отразились на внешнем облике парка, но он их пережил, сохранив «опорные точки» рукотворного ландшафта.

Зеленый оазис

В послевоенные годы исходная парковая композиция была поглощена новыми посадками тополей и кленов. Во имя соблюдения норм озеленения на душу каждого ленинградца и оздоровления атмосферы в сердце одного из индустриальных центров страны сад потерял свой «придворцовый» вид. Зато приобрел качества экосистемы: здесь гнездились многочисленные птицы — дрозды, скворцы, зяблики, трясогузки, скворцы и синицы, исправно контролировавшие численность насекомых, потенциальных вредителей.

Фонтан сохранился лишь в виде гранитной чаши, которая заполнялась дождевой водой. Вплоть до начала 1970-х в саду стояла деревянная эстрада, где по воскресеньям и праздникам играл оркестр (сейчас рядом с этим местом установлены мусорные контейнеры).

Для детей из окрестных кварталов здесь были оборудованы игровые площадки с качелями и деревянными домиками. Став взрослыми, многие (в том числе, недавно ушедший из жизни народный артист России, легендарный ТЮЗовец и патриот Коломны Николай Иванов) с большой теплотой вспоминали этот сад. Здесь не было стриженых лужаек и пышных клумб, но за деревьями систематически ухаживали, своевременно лечили, пломбировали дупла.

Реконструкция

В 2001 г. сад получил статус объекта исторического и культурного наследия федерального значения. А через несколько лет подвергся реконструкции. Невозможно забыть, как начинались эти работы: летом, на глазах жителей Коломны, валились деревья в полном цвету, вместе с птичьими гнездами. На освободившейся земле высадили каштаны и лиственницы, большинство из которых прижились, но куртины кустарников трижды за то лето заменялись новыми, ибо полив саженцев не был предусмотрен. В саду снова появились извилистые грунтовые дорожки с дренажной системой, аутентичный облик и рабочее состояние вернули фонтану, разбили вокруг него цветочные клумбы.

Спорить с благородными эстетическими целями производителей работ было проигрышным делом: на кон было поставлено восстановление исторической парковой композиции. Местным жителям пришлось примириться с потерей одной из ценных городских экосистем и понадеяться на процветание памятника ландшафтной архитектуры XIX в.

Для детей в парке оставили одну площадку с качелями и скамейками. Сохранен был и существующий много десятилетий теннисный корт в глубине. Насколько новые посадки и новые фонари (стилизованные под старинные газовые) воспроизводят композицию Месмахера — вопрос спорный. Высаженные деревца еще очень юны, и хотя бы отчасти компенсировать потерю утраченной зеленой массы смогут разве что лет через двадцать...

Лирическое отступление

Помните, «из Пушкина»: «В гранит оделася Нева,/Мосты повисли над водами./ Темнозелеными садами ее покрылись острова»? Молодой Петербург был городом садов! Приоритеты городского строительства менялись с ростом стоимости земли в центре столицы. А содержание садов и парков — дело хлопотное и, как нынче принято выражаться, «нерентабельное». В царской России на этом даже разорялись помещики — поклонники ландшафтного искусства. Но в конце XIX в. представитель Императорской фамилии свою личную резиденцию видел не просто роскошным зданием с великолепной оградой, а все-таки усадьбой с обширным романтическим парком. И гармоничное слияние дворцовых интерьеров с парковыми пейзажами, открывавшимися из окон, со ступенек южного крыльца, с каменной террасы, вызывало особенное восхищение гостей Алексея Александровича. Когда, и в какой момент парковая часть ансамбля, сочиненного Месмахером, стала восприниматься как второстепенная и даже необязательная — сказать трудно. Дворец, некогда переходивший из рук районного Дома пионеров, в руки НИИ геологии, после — недобросовестного бизнесмена-арендатора, сегодня отреставрирован, обихожен и функционирует как Дом музыки — за последние двадцать лет ремонтируется уже во второй раз… В рабочем состоянии и фонтан. А вот сад…

Уход для галочки?

Сегодня в Алексеевском саду летом выкашивают травы (без полива), осенью тщательно, до единого, убирают опавшие листья (без компенсации подкормкой почвы), постоянно стригут кустарник и, по мере необходимости аккуратно (спору нет!) опиливают сломанные и сухие ветви. Скуден набор средств по уходу за садом и печальны его результаты: газоны, не выдерживая усиленной антропогенной нагрузки, являют вытоптанную сухую землю с чахлым травяным покровом. Одни кустарники — молодые и живучие — радуют ежегодным цветением, а вот с единичными деревьями-старожилами все намного печальнее.

А ведь самую большую ценность сада представляют экземпляры деревьев возрастом более 150 лет — сохранившиеся элементы ландшафтной композиции, выполненной еще под наблюдением самого Месмахера! Среди них: клен остролистный красный и каштан конский (у фонтана), клены остролистные и дубы черешчатые (в южной части сада один из них, увы, усыхает). Все они обладают впечатляющим декоративным обликом — шатровые кроны и монументальная архитектоника стволов и ветвей. Все цветут и плодоносят. Тем не менее, полноценный уход за ними не осуществляется уже много лет. Дупла, грибы, плесень, морозобоины оставляют без внимания.

Деревья тоже надо лечить

Дендрологическое обследование Алексеевского сада на общественных началах провела в сентябре 2020 г. А.В. Олехно — старожил Коломны, член ландшафтной секции Союза архитекторов, лауреат ВДНХ 1988 г. за проект реставрации одного из крупнейших пейзажных парков Европы — Качановки (Украина). По ее заключению болезни и повреждения деревьев сада в ближайшие годы могут стать причиной утраты настоящих памятников природы, важнейших элементов исторической ландшафтной композиции. Статус федерального памятника истории и культуры, который носит Алексеевский сад, станет с этой потерей не более чем профанацией…

Сейчас еще не поздно позаботиться о деревьях-старожилах и принять меры к их сохранению для нас и наших потомков. Пытаясь привлечь внимание к судьбе Алексеевского сада, автор этих строк около года ведет переписку с Комитетом по благоустройству и КГИОП Санкт-Петербурга. Безуспешно. Адресаты вежливо отвечают, ссылаясь при этом на отсутствие планов финансирования работ по уходу за парковыми деревьями и форсмажорные обстоятельства, связанные с пандемией. Эти аргументы выглядят более, чем беспомощными, ибо в плачевное состояние деревья и газоны Алексеевского сада пришли задолго до короно-катаклизмов.

Уничтожение рентабельнее?

Вопрос о том, почему в планах СПП «Центральное» (в чью сферу деятельности входит уход за объектами озеленения Адмиралтейского района) нет регулярного дендрологического обследования и ухода на территории памятника федерального значения, остается без ответа. Быть может, снос старых деревьев для садово-парковых предприятий просто более «рентабельный» вид деятельности, чем уход за ними и лечение? Мысли эти бы отогнать, да реальность не дает….

Размышляя в конце ХХ века о феномене сада в русской культуре, академик Д.С. Лихачев говорил и о проблеме реставрации: «Возможно ли полностью омолодить стареющий организм, вернуть его в обстановку старых эстетических и натурфилософских представлений, в обстановку исчезнувшего быта, забыть о том, что в садах существует множество исторических наслоений, множество поэтических воспоминаний? Вырубить старые деревья и посадить на их месте молодые, чтобы восстановить «вид»? Но это будет другой «вид». Сад утратит свою документальность. (…) Я думаю, главная беда наших реставрационных работ вообще связана с неправильным пониманием того, что такое реставрация. (…) Надо вернуться к первоначальному определению реставрации, принадлежащему «классику» реставрационного дела в нашей стране академику И.Э. Грабарю. Он считал, что реставрация — это продление жизни памятника — жизни эстетической, исторической, просто «физической», материальной».

В отношении Алексеевского сада актуальнее слов не найти.

Коллективное богатство

Алексеевский сад дорог тысячам жителей Коломны — старожилам и новоселам. Бесхозяйственность отнимает у них зеленый массив, экологическую базу их коллективного иммунитета, пообещав взамен возрождение и сохранение исторического парка. Сегодня, как показала реакция в соцсетях, коломчане вряд ли станут приветствовать новодельные посадки на месте великолепных старых деревьев, переживших вместе с городом полторы сотни лет. Несколько десятков петербуржцев моментально откликнулись и подписали заявку на признание одного из красивейших деревьев Алексеевского сада — «придворцового каштана» возрастом более 150 лет — памятником живой природы.

Прекрасно, что рядом стоит во всей красе дворец, что шумит старинный фонтан, который содержат в рабочем состоянии. Но почему в заботе отказано ровесникам дворца — деревьям, более недолговечным, но не менее ценным? Ведь они, по замыслу архитектора дворца и парка, одинаково важны. Клены, каштаны и дубы одарили свежим воздухом, целебными фитонцидами, своей кружевной тенью и величественной красотой, не одно поколение ленинградцев-петербуржцев. Неужели город настолько охвачен идеей рентабельности, что уже не способен быть за это благодарным, не способен воспринимать в единстве эстетическую ценность дворцово-паркового памятника? А ведь если задуматься, секрет туристической рентабельности Петербурга кроется именно в аутентичности его памятников, сохраненных и восстановленных вопреки столетиям и катастрофам. Старые деревья Алексеевского сада в этом смысле абсолютно рентабельны и заслуживают самой тщательной заботы.
Адрес страницы (для ссылок на эту статью): http://AN-Piter.ru/32878

//  Город
  Оранжерея ЛГУ им. А.С.Пушкина
  Таврическая оранжерея
  На Финском заливе
  Салют 27 января 1944 года
  Зима
  Зима на Среднерогатском пруду
  GAMMA анонсирует даты в 2024-м году
  Свиристели на Средней Рогатке
  Декабрь в Екатерининском парке
  Гаражная распродажа в Севкабель Порту
  //  Видеосюжеты
В Петербурге решают судьбу мясокомбината - памятника конструктивизма на Московском проспекте

VK 
//   Новости
  Экономика // Сергей Миронов разъяснил «должное благосостояние» пенсионеров, о котором сказал Владимир Путин
  Культура // Фильм «Марс Экспресс» появится на экранах российских кинотеатров в мае
  Культура // Гастроли Новосибирского академического молодежного театра «Глобус» в Санкт-Петербурге
  Культура // «И был блин на весь мир!»
  Общество // Проблему наследования пенсионных прав рано или поздно нужно решать
  Культура // Премьера спектакля «Дорогая Елена Сергеевна»
    //  Ленинградская область
  Общество // Масленица в музеях Ленобласти
  Культура // Лодейнопольский историко-краеведческий музей
  Культура // Выставка современного искусства в «Эрмитаж-Выборг»
  Досуг // Музеи в часе езды от Петербурга
  Культура // В 2024 году музей-заповедник «Парк Монрепо» открыл свои двери для юных гостей сразу с несколькими экскурсионными программами
//   Объявления
//  Общество
    На Средней Рогатке потерялась собака
30.05
  Работа  Специалист по работе с пользователями, it-специалист
150 000 р.30.05
  Работа  Специалист по сбыту, it-специалист
150 000 р.30.05
  Работа  Менеджер
150 000 р.30.05
  Работа  Директор департамента программных технологий,it-специалист
150 000 р.30.05
//  Культура
Лодейнопольский историко-краеведческий музей
Город Лодейное Поле обязан своим появлением Петру I. Жители Присвирья были известны своим умением строить грузовые суда-ладьи, и именно здесь, на берегу широкой реке Свири, в 1702 году Петром Великим была заложена Олонецкая (позже Лодейнопольская) судостроительная верфь. Со стапелей Олонецкой верфи в 1703 году был спущен на воду первый корабль Балтийского военного флота.
//  Культура
  Подсмотренные истории
//  Культура
  Поэтический разговор о любви
//  Культура
  Несколько строк о любви
//  Культура
  Мир – это так сложно, так непонятно, так неоднозначно…
//  Город
Оранжерея ЛГУ им. А.С.Пушкина
Фото: Средняя Рогатка
//  Город
  Таврическая оранжерея
Оранжерея Таврического сада — это камерное пространство для отдыха и вдохновения в самом центре Петербурга.
//  Город
  На Финском заливе
//  Город
  Салют 27 января 1944 года
А. Пахомов, 1944 г.
//  История
  С Ленинградским Днем Победы!


©  AN-Piter.ru
©   АН-Петербург, материалы
с подписью <АН-Петербург>

Свободное использование в Интернет-пространстве текстов, фото и видеоматериалов, опубликованных с на этом сайте, допускается при условии обязательного размещения гиперссылки на источник публикации, точного воспроизведения используемых материалов. Использование материалов в печатных СМИ допускается с письменного разрешения редакции.
РЕКЛАМА


Редакция сайта: yprokofiev@yandex.ru