|  Новости   |  Фото   |  Видео   |  События   |  Блоги   
Политика | Экономика | Общество | В мире | Город | Скандал | Криминал | Культура | Спорт | Здоровье | История | Образование | Туризм | Соседи | Происшествия | Наука | Шеф-повар АН | Досуг | 
Статьи  //  Культура   #Театр
Люди, добровольно отказавшиеся менять мир

Фото предоставлено пресс-службой театра «Приют комедианта»
Люди, добровольно отказавшиеся менять мир
Екатерина Омецинская // 22.04.22

Актуальность постановки Андрея Прикотенко «Серотонин», появившейся в текущем сезоне в афише театра «Приют комедианта», с каждым днем только возрастает. И все потому, что поднятые в одноименном французском романе проблемы ныне захлестывают мир.

«Серотонин» – это не просто название седьмого по счету романа гонкуровского лауреата Мишеля Уэльбека. Это и наименование одного из важнейших для организма человека нейромедиаторов, т.е. вещества, участвующего в передаче нервного импульса. Подробно рассказывать о локации, в которой работает серотонин, непосвященным в устройство нервной системы людям бесполезно (они только нервничать начнут). А вот сказать, что именно в ней рождаются наше хорошее настроение и ощущение удовольствия, просто необходимо. Если упомянутого медиатора вырабатывается недостаточно, – беда. «Гормон счастья» – название для серотонина, конечно, пафосное, но если за счастье принимать удовлетворенность жизнью и уверенность в себе… Вот и выходит, что откровенный разговор в романе Уэльбека и спектакле Прикотенко крутится вокруг главной проблемы человечества: «Что нужно для счастья?». Ответ известен давно: только не бездействие.

В многонаселенной постановке, художником которой является Ольга Шаишмелашвили, задействованы всего трое актеров. Главный герой Флоран-Клод Лабруст, несмотря на французское гражданство, в исполнении Ивана Волкова становится невероятно узнаваемым персонажем – из разряда онегиных. Вальяжен, образован, не глуп, явно состоятелен, остроумен и самоироничен, начитан, склонен к аналитике и объективному восприятию мира, но ведет довольно однообразное существование, не стремится к ответственности, пресыщен жизнью, скучает. Последнее состояние становится перманентным и переходит в затяжную депрессию: любовь, работа, само существование не приносят герою радости. Безрадостного Лабруста, недовольного еще и наступающей на Европу глобализацией, все время тянет в прошлое, кажущееся прекрасным. В попытках вернуть эмоции и людей из былого он ищет хотя бы намека на ушедшее счастье (а может быть, время?). Но врачи пичкают его антидепрессантами, регулирующими уровень серотонина, и Лабруст окончательно теряет оставшиеся эмоции, приобретает новые проблему со здоровьем, но со стороны выглядит все таким же рассудительным и… абсолютно бездеятельным говоруном. С учетом набеленного лица артиста и гофрированного воротника времен Шекспира на его шее перед зрителями – живой труп, да и только.

В отличие от Волкова артистам Софии Никифоровой и Олегу Рязанцеву достаются в постановке по несколько ролей. Никифорова являет зрителям сразу шесть ярких эпизодических женских персонажей – от возлюбленных героя до проходных лиц женского пола. Три действующих лица в спектакле приходятся и на долю Рязанцева, удивительная актерская природа которого совмещает в себе комическое и трагическое начала. При этом образ Доктора Рязанцев выводит почти индифферентно, порой вставляя лишь одну-другую ироничную ноту. Этот «прекрасный врач» тоже изношен эмоционально и абсолютно равнодушен к ищущему у него помощи Лабрусту. Впрочем так же равнодушен к нему его собственный психиатр, врач врача, назначающий коллеге такие же препараты, регулирующие уровень серотонина.

Аналогичная беда «доедает» и неврастеника Эмерика, приятеля Лабруста не только по студенчеству, но и по несчастью. Но его роль Рязанцев так проживает на сцене, что все то, что еще минуту назад казалось в нем зрителям невероятно смешным, может обернуться ужасающим. Острое понимание того, что находящиеся в диалоге на сцене люди не собираются как прогибаться под изменчивый мир, так и менять его волевым решением, стоит дорогого. В большой степени острота этого понимания достигается приемом, характерным для Прикотенко. «Серотонин» – спектакль интонационный, глубокий и при внешней ироничности – страшный. Еще в своих ранних работах (вспомните хотя бы «Слугу двух господ») режиссер придавал большое значение интонациям героев, являющимся, по сути, индикатором внутреннего состояния героев, их настроя. Пожалуй, трудно назвать еще одного петербургского постановщика, столь ювелирно расставляющего интонационные акценты, определяющие главное в характерах персонажей и подчеркивающие основные мысли постановок.

Спектакль страшен не только безвольным и бесчувственным спокойствием цинично-ироничного Лабруста-Волкова, ищущего постоянно способа вернуть острое ощущение жизни, но и уровнем обобщения проблемы. Потому что проблема героя – это не частная проблема пациента, загнанного в порочный круг. Проблема героя – это проблема Старого и Нового Света, изведавших благодаря принадлежности к обществу потребления все мыслимые и немыслимые удовольствия, разучившихся радоваться простым и естественным вещам, искусственно (и медикаментозно) подстегивающих свои ощущения. Как результат – потеря людьми смыслов, сути, функций.

В финале спектакля постоянно присутствовавший на сцене и успешно функционировавший рояль – условный символ гармонии – растаскивается на куски: гармония разрушена. И продолжает разрушаться руками тех, кто изо всех сил отказывается признавать, что виной глобального дисбаланса и одновременно главным пострадавшим является человек, отказывающийся менять этот мир. Такой человек как Лабруст, как Эмерик, как мы с вами…
Адрес страницы (для ссылок на эту статью): http://AN-Piter.ru/33151

//  Культура
  День Достоевского
  В Санкт-Петербурге представят более 30 работ, посвященных Виктору Цою
  XV Международный петровский конгресс
  Нежность
  Выставка «Музей Сергея Курехина#»
  Молодежный в заботе о молодых
  В Петербурге прошла «Ночь музеев»
  Выставка работ современных художников
  В «Эрмитаже-Выборг» расскажут про охоту
  В Новой Ладоге прошел фестиваль «Корюшка идет!»
  //  Видеосюжеты
Чарльстон на льду

VK 
//   Новости
  Культура // День Достоевского
  Экономика // Больше половины жителей Санкт-Петербурга пробуют подрабатывать с 14-17 лет
  Культура // В Санкт-Петербурге представят более 30 работ, посвященных Виктору Цою
  Общество // Сергей Миронов призвал ввести маткапитал на третьего ребенка
  Общество // 18 июня в Ночлежке пройдет День широко распахнутых дверей
  Экономика // Жители Санкт-Петербурга рассказали про свои карьерные планы
    //  Ленинградская область
  Город // Приоратский парк в скором времени преобразится
  Общество // Инспекторы "Нижневолховского" памятника природы поделились красотой
  Туризм // Шлиссельбург
  Наука // Обнаружено крупнейшее в области поселение цапель
  Культура // В «Эрмитаже-Выборг» расскажут про охоту
//   Объявления
//  Общество
    На Средней Рогатке потерялась собака
30.05
  Работа  Специалист по работе с пользователями, it-специалист
150 000 р.30.05
  Работа  Специалист по сбыту, it-специалист
150 000 р.30.05
  Работа  Менеджер
150 000 р.30.05
  Работа  Директор департамента программных технологий,it-специалист
150 000 р.30.05
//  Культура
Нежность
В память о своем основателе Юрии Александровиче Смирнове-Несвицком театр «Суббота» выпустил премьеру – спектакль-концерт «Прощания не будет…».
//  Культура
  Молодежный в заботе о молодых
//  Туризм
  Шлиссельбург
//  Город
  Одна из первых фотографий Московских триумфальных ворот
Фото: Иван Карлович Бианки, 1854 г.
//  Экономика
  В Санкт-Петербурге устремились на тренировки и в салоны красоты
Повысился спрос на работников в сфере фитнеса и бьюти.
С приходом весны и снятием ограничений бьюти-индустрия возобновила наем сотрудников. Количество вакансий в группе профессий «Фитнес, салоны красоты» в России в I квартале 2022 года увеличилось на 10% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а в Санкт-Петербурге — на 13%, подсчитали аналитики Авито Работы. Работодатели стали в 2 раза чаще искать на платформе хореографов, администраторов салонов красоты и фитнес-тренеров.
//  Туризм
Ладожские шхеры
Фото: Средняя Рогатка
//  Город
  Разрешите познакомиться
Фото: Средняя Рогатка
//  Досуг
  Композиция из суккулентов
Фото: Средняя Рогатка
//  Город
  Цветущие деревья в Пулковском парке
Фоторепортаж: Средняя Рогатка
//  Город
  Фестиваль тюльпанов на Елагином острове
21-22 и 28-29 мая
Основные цветники этого года посвящены Карлу Росси в честь 200-летия дворцово-паркового ансамбля Елагина острова и Петру I в честь 350-летия со дня рождения Императора.


©  AN-Piter.ru
©   АН-Петербург, материалы
с подписью <АН-Петербург>

Свободное использование в Интернет-пространстве текстов, фото и видеоматериалов, опубликованных с на этом сайте, допускается при условии обязательного размещения гиперссылки на источник публикации, точного воспроизведения используемых материалов. Использование материалов в печатных СМИ допускается с письменного разрешения редакции.
РЕКЛАМА


Редакция сайта: yprokofiev@yandex.ru