|  Новости   |  Фото   |  Видео   |  События   |  Блоги   
Политика | Экономика | Общество | В мире | Город | Скандал | Криминал | Культура | Спорт | Здоровье | История | Образование | Туризм | Соседи | Происшествия | Наука | Шеф-повар АН | Досуг | 
Статьи  //  Культура   #Театр
Люди, добровольно отказавшиеся менять мир

Фото предоставлено пресс-службой театра «Приют комедианта»
Люди, добровольно отказавшиеся менять мир
Екатерина Омецинская // 22.04.22

Актуальность постановки Андрея Прикотенко «Серотонин», появившейся в текущем сезоне в афише театра «Приют комедианта», с каждым днем только возрастает. И все потому, что поднятые в одноименном французском романе проблемы ныне захлестывают мир.

«Серотонин» – это не просто название седьмого по счету романа гонкуровского лауреата Мишеля Уэльбека. Это и наименование одного из важнейших для организма человека нейромедиаторов, т.е. вещества, участвующего в передаче нервного импульса. Подробно рассказывать о локации, в которой работает серотонин, непосвященным в устройство нервной системы людям бесполезно (они только нервничать начнут). А вот сказать, что именно в ней рождаются наше хорошее настроение и ощущение удовольствия, просто необходимо. Если упомянутого медиатора вырабатывается недостаточно, – беда. «Гормон счастья» – название для серотонина, конечно, пафосное, но если за счастье принимать удовлетворенность жизнью и уверенность в себе… Вот и выходит, что откровенный разговор в романе Уэльбека и спектакле Прикотенко крутится вокруг главной проблемы человечества: «Что нужно для счастья?». Ответ известен давно: только не бездействие.

В многонаселенной постановке, художником которой является Ольга Шаишмелашвили, задействованы всего трое актеров. Главный герой Флоран-Клод Лабруст, несмотря на французское гражданство, в исполнении Ивана Волкова становится невероятно узнаваемым персонажем – из разряда онегиных. Вальяжен, образован, не глуп, явно состоятелен, остроумен и самоироничен, начитан, склонен к аналитике и объективному восприятию мира, но ведет довольно однообразное существование, не стремится к ответственности, пресыщен жизнью, скучает. Последнее состояние становится перманентным и переходит в затяжную депрессию: любовь, работа, само существование не приносят герою радости. Безрадостного Лабруста, недовольного еще и наступающей на Европу глобализацией, все время тянет в прошлое, кажущееся прекрасным. В попытках вернуть эмоции и людей из былого он ищет хотя бы намека на ушедшее счастье (а может быть, время?). Но врачи пичкают его антидепрессантами, регулирующими уровень серотонина, и Лабруст окончательно теряет оставшиеся эмоции, приобретает новые проблему со здоровьем, но со стороны выглядит все таким же рассудительным и… абсолютно бездеятельным говоруном. С учетом набеленного лица артиста и гофрированного воротника времен Шекспира на его шее перед зрителями – живой труп, да и только.

В отличие от Волкова артистам Софии Никифоровой и Олегу Рязанцеву достаются в постановке по несколько ролей. Никифорова являет зрителям сразу шесть ярких эпизодических женских персонажей – от возлюбленных героя до проходных лиц женского пола. Три действующих лица в спектакле приходятся и на долю Рязанцева, удивительная актерская природа которого совмещает в себе комическое и трагическое начала. При этом образ Доктора Рязанцев выводит почти индифферентно, порой вставляя лишь одну-другую ироничную ноту. Этот «прекрасный врач» тоже изношен эмоционально и абсолютно равнодушен к ищущему у него помощи Лабрусту. Впрочем так же равнодушен к нему его собственный психиатр, врач врача, назначающий коллеге такие же препараты, регулирующие уровень серотонина.

Аналогичная беда «доедает» и неврастеника Эмерика, приятеля Лабруста не только по студенчеству, но и по несчастью. Но его роль Рязанцев так проживает на сцене, что все то, что еще минуту назад казалось в нем зрителям невероятно смешным, может обернуться ужасающим. Острое понимание того, что находящиеся в диалоге на сцене люди не собираются как прогибаться под изменчивый мир, так и менять его волевым решением, стоит дорогого. В большой степени острота этого понимания достигается приемом, характерным для Прикотенко. «Серотонин» – спектакль интонационный, глубокий и при внешней ироничности – страшный. Еще в своих ранних работах (вспомните хотя бы «Слугу двух господ») режиссер придавал большое значение интонациям героев, являющимся, по сути, индикатором внутреннего состояния героев, их настроя. Пожалуй, трудно назвать еще одного петербургского постановщика, столь ювелирно расставляющего интонационные акценты, определяющие главное в характерах персонажей и подчеркивающие основные мысли постановок.

Спектакль страшен не только безвольным и бесчувственным спокойствием цинично-ироничного Лабруста-Волкова, ищущего постоянно способа вернуть острое ощущение жизни, но и уровнем обобщения проблемы. Потому что проблема героя – это не частная проблема пациента, загнанного в порочный круг. Проблема героя – это проблема Старого и Нового Света, изведавших благодаря принадлежности к обществу потребления все мыслимые и немыслимые удовольствия, разучившихся радоваться простым и естественным вещам, искусственно (и медикаментозно) подстегивающих свои ощущения. Как результат – потеря людьми смыслов, сути, функций.

В финале спектакля постоянно присутствовавший на сцене и успешно функционировавший рояль – условный символ гармонии – растаскивается на куски: гармония разрушена. И продолжает разрушаться руками тех, кто изо всех сил отказывается признавать, что виной глобального дисбаланса и одновременно главным пострадавшим является человек, отказывающийся менять этот мир. Такой человек как Лабруст, как Эмерик, как мы с вами…
Адрес страницы (для ссылок на эту статью): http://AN-Piter.ru/33151

//  Культура
  Международный фестиваль видеоарта «Видеоформа-9»
  Концерт оркестра Русских Народных инструментов Санкт-Петербургского Государственного Университета
  О том, как сын рыбака в переплет попал
  Фестиваль интерактивных проектов и медиаискусства «Цифровая механика»
  Пусть неудачник плачет…
  Все начинается с самого обычного
  Театр, представляющий Петербург
  Котишки и городишки
  Выставка «Акцио абстракцио»
  «Опера – всем» в Пушкине
  //  Видеосюжеты
Чарльстон на льду

VK 
//   Новости
  Культура // Международный фестиваль видеоарта «Видеоформа-9»
  Культура // Концерт оркестра Русских Народных инструментов Санкт-Петербургского Государственного Университета
  История // ПО ЖЕЛЕЗНЫМ ДОРОГАМ РОССИИ ОТ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ДО ВЛАДИВОСТОКА
  Общество // Горячая еда для 19 тысяч человек: Ночной автобус Ночлежки отмечает юбилей
  Общество // ВЦИОМ и Ночлежка: около трети россиян — в риске бездомности
  Культура // Фестиваль интерактивных проектов и медиаискусства «Цифровая механика»
    //  Ленинградская область
  История // Без срока давности
  История // В Выборге ведется консервация бывшего собора Доминиканского монастыря
  Экономика // В Выборге спустили на воду сторожевой корабль "Пурга"
  Общество // Ночлежка объявляет сбор на приют для пожилых бездомных людей в Ленинградской области
  Город // Дворцовый парк
//   Объявления
//  Общество
    На Средней Рогатке потерялась собака
30.05
  Работа  Специалист по работе с пользователями, it-специалист
150 000 р.30.05
  Работа  Специалист по сбыту, it-специалист
150 000 р.30.05
  Работа  Менеджер
150 000 р.30.05
  Работа  Директор департамента программных технологий,it-специалист
150 000 р.30.05
//  Культура
О том, как сын рыбака в переплет попал
В российском прокате появился фильм «Заговор в Каире» - непростое кино о сложной простоте мусульманского мира, получившее один из призов последнего Каннского фестиваля.
//  Культура
  Пусть неудачник плачет…
//  Культура
  Театр, представляющий Петербург
//  Общество
  Ночлежка и «Тот самый Петербург» выпустили авторский мерч к 20-летию Ночного автобуса
Художница Наталья Наниева, автор сувенирных макетов с видами города «Тот самый Петербург», выпустила специальную серию, посвященную проекту Ночной автобус.
//  Культура
  Выставка «Акцио абстракцио»
11.08 - 17.09.2022
//  Город
Осень на Среднерогатском пруду
Фото: Средняя Рогатка
//  Город
  Разборка Московских ворот
Постановление о сносе Московских ворот президиум Ленсовета принял в сентябре 1936 года — «в связи с реконструкцией Международного проспекта и Московского шоссе».
//  Город
  Московские ворота в Пушкине
Построены в начале ХIХ века выдающимися зодчими и являются монументом, посвященным памяти событий Отечественной войны 1812 года.
//  Город
  Самое красивое место в Павловске
В районе «Белые березы» расположен удивительно живописный участок парка, названный «Самым красивым местом». Здесь нет скульптур и павильонов, фонтанов и каскадов, здесь радует сама природа.
//  Город
  Серая утка на Среднерогатском пруду
Фото: Эльвина Одинцова


©  AN-Piter.ru
©   АН-Петербург, материалы
с подписью <АН-Петербург>

Свободное использование в Интернет-пространстве текстов, фото и видеоматериалов, опубликованных с на этом сайте, допускается при условии обязательного размещения гиперссылки на источник публикации, точного воспроизведения используемых материалов. Использование материалов в печатных СМИ допускается с письменного разрешения редакции.
РЕКЛАМА


Редакция сайта: yprokofiev@yandex.ru