Жанр детища режиссера Тарика Салеха определен как политический триллер. Да, в основе ленты – политический сюжет, связанный с реальными фактами и обычной ситуацией борьбы за власть. Но для широкого зрителя фильм «Заговор в Каире» становится не скучным инструментом разбора политических «полетов», а окошком в мусульманский мир, об устройстве и порядках которого даже сегодня, в информационный век, мы знаем немного. Думаю, неслучайно кино это рождено усилиями Швеции, Франции, Финляндии и Дании, неоднократно сталкивавшихся с мусульманскими беженцами, сложно ассимилирующимися в европейских быте и культуре. Мощь влияния мусульманской традиции на умы во многом превосходит христианскую. Она воспитывает аскезу, уважение к старшим, подчиняет себе жизни, распоряжается ими и никогда не сомневается в своих адептах. А вот любая власть, независимо от континентов и вероисповеданий, порой космополитична, беспринципна и стремится манипулировать людьми, в том числе и на уровне заложенных в головы релизиозных основ.
Фильм, получивший в нашем прокате название «Заговор в Каире», в реальности называется «Парень с небес», и до святости главному герою, действительно, недалеко. В центре детективно-политической истории – Адам, сын рыбака (его играет актер Тауфик Бархом, чем-то напоминающий молодого Тома Хэнкса), от природы обладающий фантастическими сметкой и силой убеждения. Родись он с этими талантами – моментально просчитывать людей, ситуации, и превращать информацию в посыл – в семье богатого политика, его точно ждала бы крутая карьера. Но он – парень из бедной деревушки, которому невероятно повезло. Местный имам, обучивший его грамоте, добился, чтобы Адам отправился на учебу в один из самых знаменитых духовных суннитских университетов Египта – Аль-Азхар. Вот там-то сын рыбака, с детства воспитанный в религиозной традиции, и попадет в руки службы госбезопасности как кур в ощип. И лишь внутренний стержень, знание Корана и сметливый ум позволят ему не только остаться в живых, но и завоевать уважение людей, которые должны были безжалостно избавиться от него, как от пешки в игре политических воротил…
Напряжение, возникающее при просмотре ленты Салеха, обусловлено не только остротой лихо закрученного сюжета, водоворотом преступных и кровавых дел, в который попадает главный герой, и уже ставшим привычным в современному кино подрагиванием камеры, снимающей «с рук». Зритель неожиданно погружается в неведомый ему, непредсказуемый, параллельный мир, оказываясь внутри неизвестной ему до конца культуры, в которой человек – всего лишь песчинка против высшей силы. Суматоха и неразбериха улиц восточного города сменяется на экране величественными и исполненными покоя интерьерами мусульманских храмовых строений. Мелькают лица людей, с которыми судьба сводит Адама, ситуации, в которые он попадает… Антагонистом главного героя становится контролирующий его офицер службы безопасности (эту роль исполняет Фарес Фарес, известный публике по лентам «Чернобыль» и «Мир Дикого Запада»): каждая встреча этих людей – особое зрительское удовольствие, позволяющее наблюдать схватку темпераментов и умов.
Тщательно продуманная режиссером логика фильма приведет к простому пониманию: важно лишь то, что внутри каждого из нас. Именно внутреннее содержание определяет жизнестойкость, способность к выживанию в нашем жестоком мире. Выстроившему себя не страшен внешний хаос, и этому важнейшему принципу не худо бы научиться. |