«Калечина-Малечина», показанная в один из первых дней фестиваля на площадке Молодежного театра на Фонтанке, была создана Сойжин Жамбаловой, получившей на прошлом, XX «Арлекине» награду в высшей номинации «За лучший спектакль» («Эмгээ»/«Бабушка») в уже ставшем знаменитым Няганьском ТЮЗе. Еще до явления на «Арлекине» новая постановка Жамбаловой была трижды номинирована на Национальную театральную премию «Золотая Маска» – как лучший спектакль малой формы, лучшая работа режиссера и лучшая работа художника по костюмам. И немудрено: «Калечина-Малечина» в сценической версии оказалась «штукой посильнее «Фауста» Гете».
Одноименный со спектаклем роман Евгении Некрасовой рассказывает о детском одиночестве, разнице социальных уровней, семейном несчастье, школьном буллинге, компенсирующих фантазиях «невыросших», чьи психологические проблемы на порядок значимее проблем взрослых. Все упомянутое оставляет неизгладимый след при формировании личности детей и подростков, формирует их будущее и формирует социум, который автором романа нарисован довольно мрачными красками. Шила в мешке не утаишь: покалеченные духовными калеками-взрослыми, обделенные добром, вниманием и любовью дети тоже становятся калеками, которым предстоит замкнуть порочный круг. Если только кто-то не внесет в их жизнь коррективы, не остановит на опасном рубеже, не пересмотрит отношения к собственному потомству и не изменит собственной жизни.
В постановке Няганьского ТЮЗа роман пересказан почти дословно, но превращен в динамичное действие, в котором движение является дополнением слов, и порой не требует вербализированного пояснения (хореограф Маша Сиукаева). Художник Надя Скоморохова создает на сцене депрессивную среду, которая часто встречается в маленьких городках глубинки: бетонные серые заборы – не лучшее средство эстетического воспитания архитектурой. Забор тут не только примета места, но и символ отгороженности, замкнутости главной героини, роль которой блестяще исполняет Маша Васильева. Ее девочка Катя загнана взрослыми и сверстниками в эмоциональный тупик, и застывшее, «глухое» лицо актрисы – тому подтверждение. Катя-Маша механизированно исполнительна, «роботизированна», лишена избытка детской энергичности, которую взрослые частенько принимают за проявление возрастной радости. Даже в том, как она скачет на скакалке, есть болезненная ненормальность оглушенного внутренним горем человека. И проходит Катина жизнь так же «шестереночно»: ненавистные расчесывание и плетение кос, завтраки, разогретые в микроволновке, постоянные ссоры малозарабатывающего папы и вечно вкалывающей мамы, походы в школу к однообразным в общении с учениками учителям и изобретательным на каверзы одноклассникам. Никому не нужная Катя, как и многие дети в подобной ситуации, во-первых, изо всех сил пытается быть хорошей, и, во-вторых, изобретает себе невидимого друга – Кикимору, который помогает ей частично восстановить нехватку справедливости. Зрители, на которых бесспорно давит вся эта история, облегченно вздыхают, обнаруживая, что Катина мама оказывается способной прервать патологическую причинно-следственную цепочку своих и Катиных несчастий. А всего и надо было развестить, переехать и начать все сначала: несчастье «невыросших» в 99% случаев связано с несчастьем «выросших». Именно взрослым дано право принимать решения, и делать это во имя спасения детей необходимо «пока не поздно»…
Показ второй постановки Жамбаловой, которую явно беспокоит будущее человечества, что зависит от судеб и решений молодых, тоже прошел в Молодежном на Фонтанке. Спектакль «Долгин»/«Волна» создан по роману «Волна» Тода Штрассера, и привез его на «Арлекин» «родной» театр режиссера – Бурятский академический театр драмы им. Х. Намсараева.
Учитель истории одной из американских школ, столкнувшийся после показа ученикам фильма о нацистской Германии с потоком вопросов «Как такое могло случится?», решается на эксперимент. Оказывается, всего несколько простейших организационных этапов способны превратить любое сообщество в агрессивную среду, легко присуждающую себе права суда и отбора людей по принципам, отвечающим идеологии этой среды. По сути, учитель за несколько дней взращивает в школе нацизм. Но лишь с той целью, чтобы в финале продемонстрировать своим ученикам, насколько тяжелым и направленным должен быть труд оставаться Человеком… История, что легла в основу книги уже давно путешествует по просторам глобальной Сети, но ее театрализация производит ошеломляющий эффект. Не помеха даже тот факт, что артисты играют спектакль на родном, бурятском языке. Скорость создания кумира и легкость, с которой новый «порядок» овладевает умами героев, их растущая увлеченность, из которой произрастает агрессивность по отношению к инакомыслящим (и мыслящим вообще) поразительно наглядны. Учитель Бен Росс (Баярто Ендонов) даже усилий никаких не прикладывает к тому, чтобы набор индивидуальностей, который представлял класс, обратился в стадо, все сметающее на своем пути… Сказать, что молодые актеры просто играют школяров, лишь немного отличающихся от них по возрасту, невозможно: на сцене проживается реальная история неосознанного падения человеков. В результате в спектакле Жамбаловой находятся ответы на многие вопросы и протягиваются многие горькие параллели. Риск задорного повторения ошибок 90-летней давности как дамоклов меч висит над человечеством, и в какой географической точке – ближней или дальней, кто-то захочет с целью политической выгоды обесчеловечить общество, предсказать невозможно. Оттого как в едином порыве по окончании действия поднимается аплодирующий зал, в сердце вселяется надежда, что молодые, которым адресован этот урок из Бурятии, принимает его с открытым сердцем… |