Если в октябре 245-летие отметил сам РГИСИ, то на ноябрь пришлось празднование важных дат двух мастерских – народного артиста России Семена Спивака, существующей три десятилетия, и Заслуженного деятеля искусств России Вениамина Фильштинского, отмечающей прямо в эти дни 35-летие.
Об этюдном методе педагогической и режиссерской работы с актером, которым славится мастерская Фильштинского, легенды ходят давно. Происходит он из этюдного метода Станиславского и появившихся позднее «демидовских этюдов» сподвижника Станиславского Николая Демидова. Правда, в какой-то момент оба мастера разошлись во мнениях и взглядах на тему обучения актерскому мастерству, но это совсем другая история…
В петербургской школе развитием этюдного метода активно занимался Борис Зон (педагог Алисы Фрейндлих), да и вся огромная педагогическая плеяда Моховой время от времени увлекалась этюдной методологией. Но особое место этот успешный способ познания актерами драматургического материала и самих себя занял именно в педагогической и режиссерской деятельности Фильштинского. Настолько успешный, что ныне принято решение о создании целой «многосерийной» видеокниги об этом действенном творческом инструменте. Правда, материалом для применения метода станет не только обычная для театра литературная драматургия, а и драматургия живописная – картины, находящиеся в коллекции Государственного Русского музея. Инициативу обнародования педагогики взращивания актерской индивидуальности поддержал Президентский фонд культурных инициатив. Теперь всем, кто интересуется подготовкой инструментально вооруженных, актеров-личностей, а также широкими знаниями о театре как о многогранном мире, остается лишь ждать интернет-премьеры содержащей порядка шести видеоглав книги «Этюдный метод. В. М. Фильштинский. Уроки актерского мастерства».
Пока же мастерская Вениамина Фильштинского пустилась в почти недельный марафон празднования 35-летия – даты неюбилейной, но важной. С 25 по 28 ноября включительно в знаменитой 51-й аудитории РГИСИ пройдут несколько встреч Мастера и его педагогов с коллегами, выпускниками мастерской и единомышленниками, готовыми открыто обсуждать не только этюдный метод, но речевое и пластическое, сценическое и кинематографическое воспитание будущих (и настоящих) актеров. Начало цепочке «посиделок» положил большой педагогический круглый стол, собравший в Карельской гостиной Санкт-Петербургского Дома актера (Санкт-Петербургское отделение Союза театральных деятелей России) крупнейших действующих педагогов, занимающихся подготовкой актеров в самых известных специализированных вузах обеих российских столиц. Московские профессионалы Константин Райкин (Высшая школа сценических искусств), Марина Брусникина (Школа-студия МХАТ), Вера Камышникова (РАТИ-ГИТИС и Московский Международный Университет им. Г. Х. Попова), Юрий Погребничко (Театральный институт им. Бориса Щукина), режиссер Кама Гинкас, преподававший в Школе-студии МХАТ, и другие говорили о своей работе со студентами, о проблемах и достижениях, достоинствах и недостатках современных учеников. Их петербургские коллеги, многие из которых являются птенцами Фильштинского, продолжающими дело мастера в вузе на Моховой, а также их коллеги из других творческих институтов Петербурга, ведущих подготовку артистов для театра, кино и телевидения, своих проблем тоже не скрывали. Сергей Паршин, Анна Алексахина, Сергей и Галина Бызгу, Игорь Волков и другие говорили о печалях и радостях непростого общения с сегодняшними студентами, относящимися в поколению Z, об их психологических особенностях, своих достижениях и провалах в педагогической работе, своих удачных и и неудачных попытках угадать талант и развить в порой ничего не знающих о театре молодых людях Божью искру.
Разговор, думается, состоялся: говорили откровенно, а слушали друг друга внимательно. И правильно: педагогика вещь суровая: в неудачном результате педагога обвинят обязательно, а вот в случае успеха слова «спасибо» можно никогда и не услышать. Такая это в творческой сфере тяжкая профессия – безостановочно искать и использовать все возможности для воспитания единичных личностей, которые будут интересны миллионам зрителей. |