|  Новости   |  Фото   |  Видео   |  События   |  Блоги   
Политика | Экономика | Общество | В мире | Город | Скандал | Криминал | Культура | Спорт | Здоровье | История | Образование | Туризм | Соседи | Происшествия | Наука | Шеф-повар АН | Досуг | 
Статьи  //  Культура   #Театр
Ради будущего театра
Фото — Юлия Кудряшова-Белокрыс
Ради будущего театра
Александр Тарасенко // 04.02.25

В январе в Молодежном театре на Фонтанке завершился Третий конкурс театральных рецензий «ВЕРЮ! Молодые о Молодежном», в котором участвовали старшеклассники и студенты. Высшей наградой конкурса, оценивающего литературные труды молодых людей, созданные на основе спектаклей из репертуара Молодежного, является премия «Верю!». Одним из ее лауреатов в 2025 году стал студент РГИСИ Александр Тарасенко, чью рецензию мы сегодня публикуем.

Жизнь на виду

Когда впервые видишь декорации спектакля Молодежного театра на Фонтанке «Пять вечеров», складывается ощущение, что попал не на постановку по оттепельной пьесе Александра Володина, а на инсценировку какого-нибудь фантастического романа в духе стимпанк…

Теплое освещение ламп накаливания смешивается на сцене с холодным светом софитов (художник по свету Виталий Чернуха), пространство затянуто дымом. С двух сторон, вполоборота к залу, установлены своеобразные экраны сквозь которые угадываются предметы советского быта: кровать, вешалка для одежды, настольная лампа (художник Николай Слободяник). Сами экраны состоят из выпуклых стекол, между которыми залита жидкость, из-за чего создается эффект линзы. По ходу действия становится понятно, что они выполняют функцию стен, перегородок. Герои уходят за них, когда обижаются друг на друга или хотят уединиться. Однако реалии жизни в советской квартире не дают этого сделать — стены прозрачны, а любая попытка вырваться из тесного круга родственников, сожителей и гостей лишь увеличивает поток внимания окружающих к персонажу.

Спектакль в целом подчинен историческому контексту пьесы, пусть и не лишен почти авангардных декораций, — за это стоит выразить отдельную благодарность его создателям. Дух советского времени лейтмотивом проходит сквозь всю постановку: это и внезапно возникающие звуки радио — «Внимание, говорит Ленинград!» (музыкальное оформление — Денис Рубин), — и старые песни под аккомпанемент аккордеона. Для их исполнения был введен еще один персонаж — Фира (Полина Приходько).

Фира — многогранное и в каком-то смысле синтетическое действующее лицо. Для людей, знакомых с биографией Володина, она может восприниматься как собирательный образ маргиналов, с которыми драматург имел привычку заводить случайные знакомства. С другой стороны, эта героиня в нелепом беретике и очках, неразлучная с несоразмерным ей аккордеоном, играет роль драматически заряженного персонажа — задает динамику и эмоциональный настрой всему спектаклю.

Постановщики — руководитель постановки Семен Спивак и режиссер Ирина Зубжицкая — наделили володинских героев такими яркими темпераментом и характерностью, что порой создает ощущение того, что актеры «переигрывают». Так, в игре Регины Щукиной, исполняющей роль Тамары есть чересчур строгие интонации, когда она отчитывает Славу (Станислав Горелов), излишняя напыщенность при общении с Ильиным (Владимир Маслаков) в первом действии. Однако если уловить не слишком явный комический тон действия, то такой способ существования актрисы выглядит органично.

Наиболее «каноничными» вышли образы Ильина и Кати (Дарья Вершинина). Ильин — гордый мужчина с холостяцким флером, каким он и предстает в пьесе, — можно сказать, что этот персонаж воспринимается более реалистичным, нежели другие. Катя — энергичная, пышущая молодостью; на первый взгляд, наивная, но далеко не глупая девушка. Молодость самой актрисы делает характер действий ее героини более настоящим и даже по-детски трогательным.

В Славе вопросы вызывает не столько характер героя, сколько его простецкий костюм — растянутый свитер и натянутые поверх фиолетовых «треников» шерстяные носки.

Хореография спектакля принадлежит балетмейстеру Татьяне Тарабановой. В первой, по сути, экспозиционной сцене все женские персонажи поочередно кружатся в танце с Ильиным, который отправляет их за кулисы. Возникает легко считываемая и внятная метафора: Ильин — донжуан, который на протяжении всего действия будет «вертеть» женщинами и постоянно менять их. Далее хореография (как и импровизированный занавес) используется для обозначения границ «вечеров». Но такое решение, может сбить размеренный темп происходящего («вечера» тесно связаны между собой как хронологически, так и идейно) и превратить хореографию в буффонадные «монтажные склейки».

Тем не менее спектакль получился целостным и атмосферным. Приятно удивила бережная работа режиссеров с текстом пьесы, с его смысловым и эстетическим наполнением. Более того, малая сцена театра на Фонтанке как нельзя лучше подошла для постановки этой пьесы — вряд ли «Пять вечеров» смогли бы раскрыть свой «интимный шарм» в более масштабном сценическом пространстве.
Адрес страницы (для ссылок на эту статью): http://AN-Piter.ru/33658

//  Культура
  Три выставки в галерее «Общество поощрения художеств»
  Культурная интеграция России и Китая
  Верона на обломках
  Премьера спектакля «Легенда о Гильгамеше»
  Музыкальный десант Фабио Мастранджело по «Дорогам Победы»
  Премьера фильма «Мелочи Жизни» с лауреатом премии «Оскар» Киллианом Мерфи
  Музей петербургского авангарда
  Встреча с народной артисткой России Ириной Соколовой
  Старая сказка в новых обстоятельствах
  Вечера-концерты «Диалог искусств»
  //  Видеосюжеты
В Петербурге решают судьбу мясокомбината - памятника конструктивизма на Московском проспекте

VK 
//   Новости
  Культура // Три выставки в галерее «Общество поощрения художеств»
  Культура // Культурная интеграция России и Китая
  Образование // Педагогов научат работе с детьми в стрессе, с поведенческими проблемами и особенностями развития
  Культура // Премьера спектакля «Легенда о Гильгамеше»
  Культура // Музыкальный десант Фабио Мастранджело по «Дорогам Победы»
  Культура // Премьера фильма «Мелочи Жизни» с лауреатом премии «Оскар» Киллианом Мерфи
    //  Ленинградская область
  Туризм // Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь
  История // Ивангородская крепость
  История // Батарея Линнасаари
  Культура // «Золотой Трезини» в Старой Ладоге
  Культура // В Выборском замке показали стеклянный лифт
//   Объявления
//  Общество
    На Средней Рогатке потерялась собака
30.05
  Работа  Специалист по работе с пользователями, it-специалист
150 000 р.30.05
  Работа  Специалист по сбыту, it-специалист
150 000 р.30.05
  Работа  Менеджер
150 000 р.30.05
  Работа  Директор департамента программных технологий,it-специалист
150 000 р.30.05
//  Культура
Верона на обломках
За минувший год моя театральная копилка пополнилась аж пятью спектаклями «Ромео и Джульетта» – в разных городах, театрах и жанровых решениях…
//  Город
  Мемориальный комплекс на Пулковских высотах
//  Культура
  Музей петербургского авангарда
//  Культура
  Старая сказка в новых обстоятельствах
//  Культура
  Озарения. Детская выставка в Шереметевском дворце
//  Город
Весна на подоконнике. Цветет гардения
Фото: Средняя Рогатка
//  Город
  Скоро Весна...
Фото: Средняя Рогатка
//  Общество
  С Праздником 8 марта!
//  Город
  Закат над Среднерогатской улицей
Фото: Средняя Рогатка
//  Город
  В Пулковском парке неожиданно проявился «дух места»
Фото: Эльвина Одинцова


©  AN-Piter.ru
©   АН-Петербург, материалы
с подписью <АН-Петербург>

Свободное использование в Интернет-пространстве текстов, фото и видеоматериалов, опубликованных с на этом сайте, допускается при условии обязательного размещения гиперссылки на источник публикации, точного воспроизведения используемых материалов. Использование материалов в печатных СМИ допускается с письменного разрешения редакции.
РЕКЛАМА


Редакция сайта: yprokofiev@yandex.ru