|  Новости   |  Фото   |  Видео   |  События   |  Блоги   
Политика | Экономика | Общество | В мире | Город | Скандал | Криминал | Культура | Спорт | Здоровье | История | Образование | Туризм | Соседи | Происшествия | Наука | Шеф-повар АН | Досуг | 
Ленинградская область   //  Новая Ладога   Интервью  //  История   #Фестивали
Петр Кнопф: «Суворовские солдаты шли не по асфальтовым дорогам...»
Во время торжеств, посвященных Дню перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского, в рамках празднования премию Правительства Санкт-Петербурга «За заслуги в укреплении народного единства, сохранении культурного и исторического наследия» в номинации «Патриотизм» вручили Петру Михайловичу Кнопфу, руководителю клуба военно-исторической реконструкции «6-й егерский полк».
Петр Кнопф: «Суворовские солдаты шли не по асфальтовым дорогам...»
Записала Анна Константинова // 24.09.20

Петр Кнопф – организатор международного проекта «Суворов-220», участниками которого стали более 50 человек, представители разных профессий и возрастов из России, Швейцарии, Германии, Франции и Великобритании. Осенью 2019 г., когда отмечалось 220-летие легендарного Швейцарского похода, они прошли в историческом обмундировании и снаряжении по пути следования армии А.В. Суворова в Альпах. В этом году, 29 августа, часть участников проекта «Суворов-220» снова встретилась в Новой Ладоге, чтобы поучаствовать в фестивале «Аллея славы — чудо богатыри Суворова» и совершить еще один переход в историческом снаряжении. Снова в их рядах был Петр Кнопф.

- Петр, сколько походов в реконструкторском обмундировании на вашем счету?

- В походы я хожу всю жизнь. А реконструкцией занимаюсь с 2011 года. Мой самый большой реконструкторский поход – это, конечно, 13-дневный прошлогодний швейцарский поход «Суворов-220». К Швейцарии мы готовились, провели несколько тестовых походов: по Хибинам – девять дней, в Кончанское – четыре дня. В 2017-2018 гг. я в сборном историческом снаряжении проехал по Уралу верхом. А считать количество моих однодневных переходов бессмысленно — они на каждом фестивале есть.


- Т.е. переход между Старой и Новой Ладогами для вас оказался не самым сложным?

- У него были свои особенности. Мы рано вышли в путь (первые полтора часа прошли в темноте), да еще и под сильным дождем. Такого дождя не было ни в Кончанском, ни в Швейцарии! А с учетом карантинных ограничений, в которых все мы расслабились, условия ощущались как непривычные.


- Каким был этот маршрут?

- Из Новой Ладоги мы вышли по шоссе и примерно километра через три дошли до федеральной трассы. Тут мы свернули на дорожку вдоль Волхова, а после оказались на полях, на тропинках. Шли сквозь кустарники, переходили вброд канавы. Пришлось вернуться на шоссе на пару километров, потому что во времени мы были ограничены. Потом снова вернулись на берег Волхова по размытой грунтовой дороге, и снова - через кустарник, по тропкам, через курганы… Все вместе – 19 километров, по разнообразной местности – от шоссе до неприметных троп, полей и бездорожья.


- Как известно, в суворовские времена асфальтовых шоссе не было. Какие ощущения от перехода в исторической обуви? Что удобнее − шоссе или грунтовая тропинка?

Удобнее чередовать. На очень длинных расстояниях по шоссе двигаешься быстрее, зато стопы страдают довольно сильно. Хуже всего в исторической обуви – это когда дорога идет под горку средней крутости. Потому что скорость движения увеличивается, а ноги либо стираются, либо наминаются, либо еще каким-то образом страдают.


- А как ведет себя в пути обмундирование?

- Если это павловская форма, где мундир поверх камзола, – получается четыре слоя шерсти и два слоя полотна (с учетом рубахи). При небольшом дожде весь этот «сэндвич» не промокает вообще.


- То есть, одежда не промокала?

- Сверху одежда влажная. А изнутри организм ее подсушивает. Начинает все это довольно быстро промокать (за 10-15 минут), если дождь с сильным ветром. Можно укрыться от дождя и ветра либо плащом-епанчой, либо шинелью, но в итоге ладожского перехода мы пришли к выводу: надевать шинель или епанчу в дождь нужно только в самом крайнем случае. Лучше не делать этого вообще. Мы взвесили епанчу до и после перехода: в сухом виде она весила два с половиной килограмма, а после – шесть килограммов. Если бы мы шли дольше, то и воды ткань набрала бы больше... К тому же шинель или епанча причиняют массу неудобств, если приходится карабкаться наверх или продираться сквозь растительность. Видимо, наши предки довольно часто делали выбор в пользу передвижения в мундирах, а шинель или плащ несли в скатке. Сверток насквозь не промокает, поэтому к ночевке солдат приходил с сухим «одеялом», и мог в него завернуться, скинув мундир.


- Получается, у солдат XVIII века была продуманная «технология» выживания в походе…

- В подготовке похода нам очень помогал Суворовский музей: там мы смогли узнать практически все про обмундирование, снаряжение, обувь солдата суворовской эпохи. В Швейцарии пришлось все это применить на практике... Например, пришлось бороться в походе и с водой, и с жарой, приблизившись к тем условиям, в которых оказались когда-то суворовские солдаты. Хотя дождя и снега, которые сопровождали их постоянно, нам досталось немного. Ночевать в горах, в насквозь мокром обмундировании не пришлось. Источники говорят, что маршевые потери в старые времена были достаточно большими, но бывалые солдаты умели даже в самых тяжелых условиях сохранять бодрость и здоровье. Современному городскому человеку, живущему в тепличных условиях, и не имеющему таких навыков выживания, это не под силу. Около 100% наших современников просто «вымрут» на пути. Кстати, Суворов как раз был велик еще и тем, что в своих войсках серьезно сократил потери на марше.


- За счет чего ему это удалось?

- Во-первых, Суворов был внимателен к солдату и хотел из него сделать идеального бойца. И не путем принуждения, а путем обучения (в том числе, на собственном опыте солдата). Во-вторых, в обучении он очень большое внимание уделял именно маршам, то есть скорости передвижения войск. Еще очень важен тот фактор, что Суворов сам ходил с солдатами и получал тот опыт, которого не было в походе у верхового офицера. Плюс – известная суворовская последовательность во всем.


- Вы шли в Старую Ладогу по суворовской инструкции?

- Скорее, близко к принципам современного спортивного туризма. Солдат суворовской эпохи с полной выкладкой обычно шел несколько более легко снаряженный, чем современный турист, но современные люди в основном намного менее тренированы. Поэтому короткие переходы и короткие остановки вначале – а затем более длинные переходы и более длинные остановки.


- Сколько весит исторический военный костюм?

- Полный комплект около 20 килограммов плюс ружье. Порой к этому добавляется шанцевый инструмент, дополнительная пища или что-то необходимое в зависимости от конкретной ситуации. Если мы намокаем, то суммарно одежда начинает весить больше. То есть это довольно тяжело. И неэргономично распределено, совсем не так, как современное походное снаряжение.


- Сколько времени занял у вас переход между Ладогами?

- Поднялись в три тридцать, сложили лагерь, в пять утра уже вышли, без двадцати одиннадцать были в Старой Ладоге. Это время включало и крутые косогоры, где чтобы влезть на 10 метров вверх мы тратили 20 минут, и посиделки с видом на реку, и поиски дороги. В запланированное время уложились.


- В пути вы соблюдали строй, или шли в произвольном порядке?

- По мере возможности шли строем, на сложном рельефе – вразброс. Я думаю, что так происходило и исторически. В Швейцарии мы частенько «разваливались» на две части. Та часть, где ядром были мушкетеры, шла красивым строем, под музыку, но максимально простым маршрутом. А вторая часть, где в основном были егеря Багратиона, залезала всякими обходными маршрутами на скалы… При этом все в обязательном порядке тащили на себе полное уставное снаряжение, но по-разному подходили к вопросам строя и внешнего вида. Получилось два проекта в одном. Сначала такая перспектива не радовала. Но потом я оценил и возможность выбора для участников, и экспериментальное разнообразие. Потому что, с точки зрения истории армии, это позволяло достигнуть большей достоверности. Ведь суворовские солдаты шли не по асфальтовым дорогам...


- Какое расстояние вы прошли в Швейцарии?

- Где-то 185 километров за период около двух недель. Без единой дневки, по пересеченной местности. В это же время мы посещали музеи, участвовали в торжественных церемониях и реконструкторских баталиях. Целая культурная программа. Поэтому, несмотря на небольшой километраж, ритм был весьма напряженным.


- Знаю, что в Альпах полный маршрут осилили не все участники похода. А между Ладогами никто не сошел с дистанции? Результаты соответствовали ожиданиям?

- Все прошло благополучно. Ядро похода в этот раз составили участники проекта «Суворов-220». Был даже кто-то, кто готовился поехать с нами в Швейцарию, но не смог этого сделать в прошлом году. И одной из наших задач было снова встретиться, не за столом, а на марше. И попробовать сделать что-нибудь, чего мы не делали раньше: ранний подъем, выход затемно.


Сейчас участники проекта «Суворов-220» готовятся отметить год с момента своего швейцарского похода. В силу сложившейся ситуации собраться прежним составом они не смогут. Но 3-4 октября совершат переход длиной 7 немецких миль (35 км) в разных частях нашей страны и света, снова облачившись в историческую военную форму.
Адрес страницы (для ссылок на эту статью): http://AN-Piter.ru/32640

 Добавить комментарий:
  Появится после проверки модератором. Не вводить повторно!

   Имя  
Email:   

//  История
  Фестиваль «Искусство побеждать»
  Суворовские маршруты Новой Ладоги
  Остатки пирса Миллера
  На территории Выборгского замка нашли редкий камень
  21 мая 1954 года была заново открыта Пулковская обсерватория, восстановленная после войны.
  Ленобласть и Петербург решают судьбу народной экспозиции в Коккорево
  За уничтожение музея Дороги жизни в Коккорево ответят уголовным делом
  «Вся Ледяная дорога – это непрерывный самоотверженный риск».
  Водители дали "гудок прорыва" на Ладожском мосту над Невой
  18 января 1943 года состоялся прорыв блокады Ленинграда
  //  Видеосюжеты
ПРЕЛЮДИЯ

vk.com 



//   События
//  Культура
03.11 - 08.11
  Тридцатый фестиваль «Послание к человеку»
//   Новости
  Город // В Петербурге введут шесть новых видов проездных
  Общество // С запрещенным контентом будут бороться введением огромных штрафов
  Город // Столетний снаряд времен Первой мировой войны нашли на стройплощадке СКК «Петербургский»
  Город // В Михайловском саду установили «скамейку с особенностями»
  Культура // Отменен Санкт-Петербургский международный культурный форум
  Общество // Ночлежка открывает Пункты обогрева в двух районах Петербурга



    //  Ленинградская область
  Культура // В Волосово торжественно откроют бронзовый бюст Николаю Рериху
  Общество // Берега Вуоксы очистят от мусора по программе приграничного сотрудничества
  Общество // 47 социальных гарантий будут у жителей Ленобласти
  Культура // Гран-при отправился в Петербург
  Досуг // Лесная дорога
//   Объявления
//  Общество
    На Средней Рогатке потерялась собака
30.05
  Работа  Специалист по работе с пользователями, it-специалист
150 000 р.30.05
  Работа  Специалист по сбыту, it-специалист
150 000 р.30.05
  Работа  Менеджер
150 000 р.30.05
  Работа  Директор департамента программных технологий,it-специалист
150 000 р.30.05
//  Культура
Гран-при отправился в Петербург
В Выборге подведены итоги Второго международного фестиваля театров кукол «Балтийский кукловорот».
//  История
  Суворовские маршруты Новой Ладоги
//  Культура
  «Суббота» начинается в среду
//  Культура
  Мир за пределами комнаты
Несмотря на то, что в Петербурге открытие кинотеатров вновь отложено в связи с короновирусной пандемией, отечественные он-лайн кинотеатры продолжают работать. И 14 сентября на их экраны выходит фильм Ленни Абрахамсона «Комната», в создании которого принимали участие сразу четыре страны – Ирландия, Канада, Великобритания и США.
//  Досуг
  После самоизоляции Санкт-Петербург стал самым тусовочным городом России
//  Город
Золотая осень в Павловске
Студия "Средняя Рогатка". Фотозарисовки
//  Город
  Петербургский Колизей: последний взгляд
Это все, что осталось сейчас от СКК...
//  Город
  Современные апартаменты в Пулковском парке ждут птиц-новоселов в следующем сезоне
Интересно, кто поселится в этом домике...
Студия "Средняя Рогатка". Фоторепортаж
//  Досуг
  Лесная дорога
Студия "Средняя Рогатка". Фотозарисовки
//  Город
  "Пройти через игольное ушко"...
2-й Зимний мост
Студия "Средняя Рогатка". Фоторепортаж



©  AN-Piter.ru
©   АН-Петербург, материалы
с подписью <АН-Петербург>

Свободное использование в Интернет-пространстве текстов, фото и видеоматериалов, опубликованных с на этом сайте, допускается при условии обязательного размещения гиперссылки на источник публикации, точного воспроизведения используемых материалов. Использование материалов в печатных СМИ допускается с письменного разрешения редакции.
РЕКЛАМА +7 (951) 640-04-49


Редактор сайта: yprokofiev@yandex.ru