|  Новости   |  Фото   |  Видео   |  События   |  Блоги   
Политика | Экономика | Общество | В мире | Город | Скандал | Криминал | Культура | Спорт | Здоровье | История | Образование | Туризм | Соседи | Происшествия | Наука | Шеф-повар АН | Досуг | 
Статьи  //  Культура   #Театр
Нет на свете страшнее измены…
Нет на свете страшнее измены…

Екатерина Омецинская // АН No. 11 (403). 27.03.2014

В новом спектакле АБДТ им. Г.А. Товстоногова «Алиса» режиссер Андрей Могучий достает из внешне абсурдистской сказки Льюиса Кэрролла ее житейскую простоту, доказывая истинность растащенных на цитаты высказываний английского классика, толковать которые до сих пор все умудрялись по-разному.

«Алиса» - спектакль уникальный. Но уникальность эта относится отнюдь не к режиссерской идее и к ее художественному воплощению в перевернутом с ног на голову пространстве Каменноостровского театра. «С ног на голову» потому, как сцена тут становится зрительным залом, а зал, лишившийся зрительских мест – сценой (что это, как не материализация кэрролловских антиподов?). Уникальность этого спектакля в том, что в отсутствии Алисы Бруновны Фрейндлих сложносочиненный драматургический новодел становится бессмысленным. Хорошо это или плохо, судить не стоит: надо принять состоявшуюся постановку как факт, как бенефисное явление, задействовавшее и еще нескольких представителей старшего поколения БДТ. Хотя глядя на то, как активно Фрейндлих мутузит закрытую дверь, как носится по залу возникающий словно из ниоткуда Валерий Ивченко, как жизнеутверждающе работает на площадке Георгий Штиль, как верен своим интонациям Геннадий Богачев, как неутомимо смешон Сергей Лосев, про их возраст не думаешь вовсе. Думаешь про свой: понимать театр мы все учились на БДТ, бывшем когда-то «нашим всем», и неожиданно опять явившийся таковым, потому что, несмотря на сказочный жанр, в «Алисе» играются абсолютно реальные, жизненные страсти.

От бенуара до последнего яруса – белое полотно без знаков различия хрусталя и лепки, в открытых дверях лож – мелькание людей и света. На месте голубого бархата зрительских рядов – осколки быта, подменяющего человеческую жизнь: ванна, унитаз, конторка (вполне по Кэрроллу), диван, шкаф, холодильник, кровать, журнальный столик, кухонный «угол»… На экране телевизора на красном фоне светятся белые буквы: слово «Алиса» выглядит товарным знаком, обозначением знаменитой актрисы, которая в течение почти трех часов будет переплетать свои реальные чувства с выдуманной жизнью. Или наоборот?..

У героев кэрролловские имена: Шляпник, Кролик (характером он больше походит на Мартовского Зайца), Королева, Король, Поросенок, который стал человеком, Шалтай-Болтай, Додо, Гусеница. Но знакомого текста в первом действии, нет – сплошные вариации на темы характеров и отдельных эпизодов истории про Алису. Сама «заложница своего имени» здесь даже в двух лицах – ребенок (скорее символ, чем завершенный образ) и взрослая, пообтесанная временем, разучившаяся плакать еще в детстве, заглушающая ночную боль одиночества стаканчиком коньяка. Попав в мир своего детства через лифт, заменивший нору, необходимую для путешествий в Страну чудес, взрослая Алиса внезапно обнаруживает, что она «здесь больше не живет» (по аналогии с названием известного фильма Скорсезе). Фрейндлих играет растерянность, недоумение и отрицание утерянного ей мира чудес, а, следовательно, и отрицание самой себя (вплоть до скороговоркой выпаленного оправдания «Я не пью!»). Ее Алиса уже настолько разумна, что четко знает - «когда думаешь, что говоришь, не говори, что думаешь, иначе схлопотать можно». И она раздражена: ей кажется, что трезвый ум взрослого человека, должен победить чудеса, внезапно напомнившие о себе, ан нет. Да и сказочная братия устраивает Алисе форменный допрос: ищет истинные причины ее отказа от себя, и укоряет героиню ее настоящим…

Второе действие, в котором «чудесатые» явят свое «человеческое лицо» (кто сосед по дому, кто бывший ухажер, кто родная кровь) – разворачивает героиню лицом к самой себе. Алиса словно видит свою жизнь в зеркале, за которое ей еще предстоит попасть, и от того, насколько велика будет ее степень согласия с собой, зависит то, что будет с ней в зазеркалье. «Где твоя слеза, Алиса?» - вновь и вновь вопрошает сказочная общественность, с удовольствием когда-то тонувшая в детских, искренних слезах героини. Слеза здесь призма, способная расщепить черно-белый мир «бега по кругу» на жизнеутверждающее семицветье детского восприятия.

Непросто сделать выбор, да и поиски себя с возрастом становятся мучительными. «И назад не могу, и здесь не хочу», - говорит Алиса. И ее можно понять: реальный и детский миры антиподны. Что в реальном непоправимо, в сказочном – лишь забава, как несостоявшееся убийство Шалтая-Болтая или королевская поговорка «Отрубите ей голову!». Но героиня Фрейндлих постепенно начинает нащупывать в себе и в окружающем мире «точку роста», новую точку отсчета, которая позволит переоценить все случившееся в ее жизни, давно переставшей быть Страной чудес. Ведь «нет на свете страшнее измены, чем измена себе самому». «Все мы родом из детства», говорил Экзюпери. «Люди должны вернуться к детству, а не оставаться разъединенными… Нужно вернуться к истокам жизни и стараться не замутить воду», - говорит Могучий. Могучий идеалист, сделавший для взрослых сказку былью.

©  АРГУМЕНТЫ НЕДЕЛИ. Санкт-Петербург

Адрес страницы (для ссылок на эту статью): http://AN-Piter.ru/28801

//  Культура
  Старая сказка в новых обстоятельствах
  Ради будущего театра
  Вечера-концерты «Диалог искусств»
  «Наследники ленинградской школы живописи». Анна Корнильева, Вера Егошина, Илья Овсянников
  Премьера спектакля «Лучшевсехний папа, или Краденое солнце»
  Озарения. Детская выставка в Шереметевском дворце
  В прокат выходит фильм «Вопль»
  Премьера спектакля «Счастливые дни Соколовой Ирины»
  Благотворительный Новый год в Севкабель Порту
  В ожидании ничего
  //  Видеосюжеты
В Петербурге решают судьбу мясокомбината - памятника конструктивизма на Московском проспекте

VK 
//   Новости
  Город // Севкабель Порт украсил Каток у моря ко Дню всех влюбленных
  Культура // Вечера-концерты «Диалог искусств»
  Культура // «Наследники ленинградской школы живописи». Анна Корнильева, Вера Егошина, Илья Овсянников
  Культура // Премьера спектакля «Лучшевсехний папа, или Краденое солнце»
  Культура // В прокат выходит фильм «Вопль»
  Культура // Премьера спектакля «Счастливые дни Соколовой Ирины»
    //  Ленинградская область
  Туризм // Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь
  История // Ивангородская крепость
  История // Батарея Линнасаари
  Культура // «Золотой Трезини» в Старой Ладоге
  Культура // В Выборском замке показали стеклянный лифт
//   Объявления
//  Общество
    На Средней Рогатке потерялась собака
30.05
  Работа  Специалист по работе с пользователями, it-специалист
150 000 р.30.05
  Работа  Специалист по сбыту, it-специалист
150 000 р.30.05
  Работа  Менеджер
150 000 р.30.05
  Работа  Директор департамента программных технологий,it-специалист
150 000 р.30.05
//  Культура
Старая сказка в новых обстоятельствах
В Театре эстрады им. А.И. Райкина – премьера: спектакль для детей «Сказ-Карабас» в постановке Юрия Гальцева. Почти ничего общего со сказкой про Буратино в истории с Большой Конюшенной нет. Это чисто театральный сюжет, дающий зрителям возможность взглянуть на артистов не только из зала, но и словно из кулис.
//  Культура
  Ради будущего театра
//  Культура
  Озарения. Детская выставка в Шереметевском дворце
//  Культура
  В ожидании ничего
//  Культура
  Одна из неюбилейных встреч
//  Город
В Пулковском парке неожиданно проявился «дух места»
Фото: Эльвина Одинцова
//  Город
  День полного освобождения Ленинграда от фашистский блокады
На фото - бойцы на фоне Среднерогатского дворца. Ныне - площадь Победы
//  Город
  На Фонтанке
Фото: Средняя Рогатка
//  Город
  Урания в снегу
Фото: Средняя Рогатка
//  Город
  В Петербурге выпал снег
Фото: Средняя Рогатка


©  AN-Piter.ru
©   АН-Петербург, материалы
с подписью <АН-Петербург>

Свободное использование в Интернет-пространстве текстов, фото и видеоматериалов, опубликованных с на этом сайте, допускается при условии обязательного размещения гиперссылки на источник публикации, точного воспроизведения используемых материалов. Использование материалов в печатных СМИ допускается с письменного разрешения редакции.
РЕКЛАМА


Редакция сайта: yprokofiev@yandex.ru