|  Новости   |  Фото   |  Видео   |  События   |  Блоги   
Политика | Экономика | Общество | В мире | Город | Скандал | Криминал | Культура | Спорт | Здоровье | История | Образование | Туризм | Соседи | Происшествия | Наука | Шеф-повар АН | Досуг | 
Статьи  //  Культура   #Театр
Подсмотренные истории

Фото предоставлено театром "Конфитюр"
Подсмотренные истории
Екатерина Омецинская // 20.02.24

Крохотный театр кукол «Конфитюр» отметил себя на карте Малой Охты, где театров – по пальцам пересчитать, большой премьерой. В основе спектакля режиссера Дениса Соколова «Мойры Петроградского района» - одноименная пьеса драматурга Константина Федорова.

Действие спектакля «Мойры Петроградского района» разворачивается в огромном барабане, передняя прозрачная стенка которого напоминает круглое мансардное окно, каких великое множество в эклектических и модерновых домах Петербурга. Сами петербургские здания, точнее их плоские, силуэтные изображения, в этом окошке подобно радужке размещены периферически – по внутренней стороне барабана. И от этого окно в непредсказуемый мир Северной столицы, где зрителям будет суждено подсмотреть сразу несколько параллельных и, казалось бы, независимых сюжетов, визуально напоминает собой то ли объектив фотокамеры, то ли дверной глазок, позволяющие «крупным планом» отмечать что-то важное во внешнем мире. Оформление словно присваивает каждому зрителю исключительный статус наблюдателя за жизнью, а действие адресуется каждому человеку, присутствующему в зале. Иначе как результативным союзом режиссера Дениса Соколова и художника Киры Камалидиновой объяснить это невозможно.

В спектакле используются планшетные куклы – Вова, Вадим, Лера, Сергей Аркадьевич, пес Гектор, Белка, тростевые – Злодей и перчаточные – трио Мойр. Это помогает указать принадлежность героев спектакля к разным «мирам». Мойры, забытые богами среди людей, очеловечившиеся небесные создания, существуют преимущественно в верхнем и среднем уровнях барабана. Куклам-людям и животным принадлежит нижняя, земная часть периодически вращающейся конструкции. Разве что Злодей и Белка, явно превышающие размеры действующих в спектакле кукол, запросто существуют как на «земле», так и в среднем пространстве.

Пропажа ножниц, которыми Мойрам поручено Небесами перерезать нити судеб всех живых существ – событие, «запускающее» сюжет. Облик Злодея, похитителя божественного режущего инструмента, весьма выразителен. Персонаж обезличен: голова тростевой куклы представляет собой просто шар, беспорядочно опутанный проволокой. Силуэт куклы словно поясняет: у этого героя в голове полный беспорядок, его мучает хаос недобрых мыслей.

Злодей и безумная Белка, возраст которой из-за оплошности Мойр, зашкаливает всякую разумную продолжительность жизни вида, явно принадлежат к одному – потустороннему миру. Но Белка – лохматое суматошное и позитивное существо, связующее мир людей и мир Мойр, скорее является носителем знака «плюс», а вот негативный Злодей – знака «минус». Эта разнополярность не мешает обоим персонажам относиться к категории вечных и понятных типажей (оттого, думается, и выделены они «немасштабным» для всего спектакля размером).

Перчаточные Мойры (их история объединяет истории прочих героев) решены максимально просто. На руках кукловодов Натальи Смородиновой и Алексея Кривошеева – лишь черные перчатки, акцентированные разноцветными вязаными шапочками (у каждой Мойры свой цвет).

А вот планшетные куклы достаточно сложны и по-камалидиновски узнаваемы. Забавные конструктивные детали – спрятанная до поры в плоском, двуслойном теле голова и вращающаяся «фасадно-костюмная» часть тела. Когда кукла движется, голова и ноги скрыты между двумя пластинками ее тела, причем передняя пластинка вращается – наподобие колеса. Создается образ жителя большого города, безголово бегущего куда-то, подчиняющегося сумасшедшему ритму существования. И лишь когда персонаж останавливается и должен заговорить – сам с собой или вступить в диалог – вращение «фасада» куклы прекращается, и из недр тела появляются голова с объемными чертами лица и ножки.

Элементы теневого театра включены в спектакль, начиная уже с зачина. На поверхности передней стенки барабана, превращающейся в экран, появляется тень злосчастных ножниц, ставших причиной сюжетного переполоха. Действие ножниц будет продемонстрировано на старом семейном фото петербуржца Сергея Аркадьевича, ныне совсем немолодого человека. Но на фото Сергей Аркадьевич – еще мальчик: усекновение нитей жизни его отца, матери, сестренки влечет за собой замену изображений людей на темные, словно вырезанные из фото силуэты. Так одновременно задается одиночество данного персонажа, а так же деликатно и понятно подается тема смерти, которая начинает болезненно интересовать детей начиная с четырехлетнего возраста до конца подросткового периода. И лишь немногие родители в состоянии что-то разумно объяснить своим отпрыскам. Здесь на себя и эту непростую педагогическую задачу, благодаря верному режиссерскому решению, берет театр и успешно с нею справляется.

Спектакль напоен петербургской атмосферой и наполнен привлекательными для малышей чудесами и забавными для взрослого зрителя моментами. В средней части барабана вдруг возникает «из ниоткуда» мост, где будут утеряны Мойровские ножницы. Тут же ездит и смешно фырчит озвученная голосом актера маленькая машина с горящими фарами. Идет снег, из которого лопатой артисты формируют вносимый извне сугроб. Появляется миниатюрный петербургский трамвай, в который условной толпой ломятся стремящиеся по зимним делам горожане. Из перепутанных сумасшедшей Белкой нитей судеб (в этом – причина пересечения жизней всех героев спектакля) сплетается гамак, в котором с удовольствием качается как сама Белка, так и старушки Мойры. За кадром звучат узнаваемо стилизованный голос радиоведущего (явная аллюзия к фильму «Питер FМ»), поздравляющего слушателей с именинами Константина и Федора (аллюзия к имени драматурга, написавшего пьесу). Раздается и традиционный полуденный выстрел из пушки Петропавловской крепости…

Барабан крутится, сменяя географию действия. Петербургские здания в нем поворачиваются к зрителю то ребром, то фасадом, позволяя увидеть не только заснеженные улицы, но и внутренние интерьеры кафе или квартиры, в которой живут периодически бранящиеся и разобщенные даже в паре супруги Вадим и Лера. Поначалу они, Сергей Аркадьевич, Вова, собака Гектор, Злодей, пытающийся воспользоваться найденными ножницами, ничем не связаны. Но вот нити судеб перепутаны: запускается судьбоносное сближение, которое многое изменит в жизни героев спектакля, которые больше никогда не будут одиноки…
Адрес страницы (для ссылок на эту статью): http://AN-Piter.ru/33505

//  Культура
  Опера «Саломея» в Мариинском театре
  «Школа Павлова» в Колтушах
  Фестиваль GAMMA объявил все локации и основную программу этого года
  Премьера спектакля «Класс коррекции»
  Главная авантюрная комедия лета
  Премьера спектакля «Пушкин. Сквозь Метель»
  В Санкт-Петербурге пройдет креативная программа «Простор без границ»
  «Театр в объективе» вновь выявляет победителей
  Юбилейный XXV Международный театральный фестиваль Театра юных зрителей им. А. А. Брянцева «МОЛОДЕЖЬ. ТЕАТР. ФЕСТ»
  Запуск игрового чат-бота с призами к выходу фильма «Марс Экспресс»
  //  Видеосюжеты
В Петербурге решают судьбу мясокомбината - памятника конструктивизма на Московском проспекте

VK 
//   Новости
  Культура // Фестиваль GAMMA объявил все локации и основную программу этого года
  Экономика // Почти четверть россиян предпочитают проводить отпуск на даче вместо заграницы
  Город // 88% жителей Санкт-Петербурга удовлетворены внешним обликом своего города
  Культура // Премьера спектакля «Класс коррекции»
  Культура // Главная авантюрная комедия лета
  Культура // Премьера спектакля «Пушкин. Сквозь Метель»
    //  Ленинградская область
  Город // В Гатчине завершили реставрацию павильона Орла XVIII века
  Общество // Масленица в музеях Ленобласти
  Культура // Лодейнопольский историко-краеведческий музей
  Культура // Выставка современного искусства в «Эрмитаж-Выборг»
  Досуг // Музеи в часе езды от Петербурга
//   Объявления
//  Общество
    На Средней Рогатке потерялась собака
30.05
  Работа  Специалист по работе с пользователями, it-специалист
150 000 р.30.05
  Работа  Специалист по сбыту, it-специалист
150 000 р.30.05
  Работа  Менеджер
150 000 р.30.05
  Работа  Директор департамента программных технологий,it-специалист
150 000 р.30.05
//  Культура
«Театр в объективе» вновь выявляет победителей
В информационном агентстве ТАСС состоялась итоговая пресс-конференция Пятого петербургского конкурса молодых фотографов «Театр в объективе», на которой назвали имена победителей.
//  Культура
  Театр для детей в заботе о завтра
//  Культура
  «Арлекин» уже близко
//  Культура
  Риск – благородное дело молодых
//  Культура
  Лодейнопольский историко-краеведческий музей
//  История
Спасо-Преображенском монастырь
По преданию, во времена распространения христианства апостол Андрей Первозванный двигался на Север, проповедуя Евангелие. Пройдя Днепр и Волхов, ученик Христа вошел в «бурные и вращающиеся воды озера Нево» и установил на «горах Валаамских» каменный крест. По одной из двух концепций возникновения монастыря, спустя 900 лет двое иноков, Сергий и Герман, пришли «из восточных стран» (возможно, из Греции) и основали на одном из островов монашеское братство.
//  Культура
  Опера «Саломея» в Мариинском театре
Волнительная, чарующая, завораживающая атмосфера оперы по пьесе Оскара Уайльда на музыку Рихарда Штрауса
//  Культура
  «Школа Павлова» в Колтушах
Музей И.П. Павлова при Институте физиологии. На фасаде здания читается надпись «Наблюдательность и наблюдательность».
//  Город
  Красная Шейка с птенцом на Среднерогатском пруду
Фото: Эльвина Одинцова
//  Город
  Красная Шейка на Среднерогатском пруду
Фото: Эльвина Одинцова


©  AN-Piter.ru
©   АН-Петербург, материалы
с подписью <АН-Петербург>

Свободное использование в Интернет-пространстве текстов, фото и видеоматериалов, опубликованных с на этом сайте, допускается при условии обязательного размещения гиперссылки на источник публикации, точного воспроизведения используемых материалов. Использование материалов в печатных СМИ допускается с письменного разрешения редакции.
РЕКЛАМА


Редакция сайта: yprokofiev@yandex.ru