На сайте Комитета по физкультуре и спорту городской администрации нам удалось найти всего несколько детскоюношеских школ по этому профилю. В основном на севере города и в пригородах, включая Сестрорецк. Серьезное обучение спортсменов идет и в Петергофе. Однако выяснилось, что не все адреса и телефоны в официальном списке соответствуют действительности на сегодняшний день.
«Традиции велоспорта в нашем городе очень сильны. Ленинград — Петербург вырастил немало олимпийских чемпионов, чемпионов мира и Европы. Но это большой спорт. Говорить же, что мы претендуем на роль “велосипедной столицы” рано, поскольку инфраструктура для этого развита крайне слабо», — отмечает Александр Краснов, старший преподаватель кафедры теории и методики велосипедного спорта НГУ физической культуры им. П. Ф. Лесгафта. Кстати и сам он — чемпион Олимпиады 1980 года.
Разговор этот проходил на Крестовском острове, на Северной дороге; здесь уже несколько лет работает «Локосфинкс» — крытый велотрек, где находится ШВСМ по велоспорту.
Это единственное сооружение такого рода в нашем городе с соблюдением всех международных стандартов, построенное стараниями заведующего кафедрой Александра Кузнецова. Причем, на одних кредитах, без привлечения бюджетных средств. Базы тренировок есть и в других частях города, но соревнования проходят именно здесь.
«Одна из основных трудностей для других спортивных школ, обучающих в частности шоссейным гонкам — найти наименее загруженную трассу, — рассказывает Анатолий Лебедев, методист СДЮШОР №2 Петродворцового района. — Правда, улучшилось финансирование, появилась возможность покупать более качественные велосипеды. Радуют успехами и воспитанницы. Так, например, Александра Чекина начиная с 2010 года завоевала на первенствах Европы и мира 6 медалей — 3 золотых, 2 серебряных и 1 бронзовую».
Учатся в петергофской школе и мальчики, но такого уровня они пока не достигли, поскольку, как объяснил наш собеседник, средств для организации зимневесенних сборов на юге России на всех не хватает. Девушек здесь пропустили вперед.
А где ездить?
Велолюбителей все это, конечно, не касается. У них свое сообщество и своя философия. Как только сходит снег, ктото устремляется по маршруту «домработа», ктото — на вечерние и ночные прогулки по паркам и тротуарам. Популярны и велопробеги в черте города и в другие города, включая те, что находятся в Финляндии, где для велосипедистов давным-давно созданы исключительно комфортные условия. Оттого в последние годы все чаще и чаще можно увидеть на велодорожках финских городов велотуристов из России.
На улицах Санкт-Петербурга велодорожка — большая редкость. Да и те, что есть, крайне немногочисленны и разрознены. Маршрут по ним проложить просто невозможно, велосипедисты вынуждены постоянно выезжать на перегруженную автомобилями проезжую часть. Поэтому и гибнет в нашем городе ежегодно 6–8 велосипедистов. Наиболее опасными для велосипедистов давно признаны проспект Энгельса, Гражданский проспект и проспект Луначарского.
В 2011–2012 году в городе появилась «Концепция велосипедного движения в Санкт-Петербурге», в разработке которой приняли участие общественные объединения. Однако, как пояснили «АН» в Комитете по развитию транспортной инфраструктуры, руководство этого ведомства решило пересмотреть ее, посчитав «сырой». Отметим, что этот документ разрабатывался под руководством Комитета по транспортнотранзитной политике, вошедшего потом в состав КРТИ.
Пока городские чиновники решают, как быть с велосипедистами, один из общественных проектов открыл «Велошколу», где волонтеры учат желающих грамотно передвигаться по городу. Занятия проходят на Васильевском острове, и как утверждает ее руководитель Александр Кожанов, ведут их люди, которые имеют большой опыт в том числе в организации велопробегов.
Некоторые представители спортивных учебных заведений к такой деятельности отнеслись скептически, другие, например, Александр Краснов, только поддерживают. Как отметил чемпион, во-первых, велосипедист имеет полное право ехать по проезжей части, во-вторых, это в любом случае — здоровье, радость и здоровый образ жизни. |