|  Новости   |  Фото   |  Видео   |  События   |  Блоги   
Политика | Экономика | Общество | В мире | Город | Скандал | Криминал | Культура | Спорт | Здоровье | История | Образование | Туризм | Соседи | Происшествия | Наука | Шеф-повар АН | Досуг | 
Статьи  //  Культура   #Кино
Ближе, чем мужчина с женщиной

Ближе, чем мужчина с женщиной

Екатерина Омецинская // АН No. 44 (436). 20.11.2014

На российские экраны выходит «Мамочка», фильм режиссера Ксавье Долана, получивший в этом году приз жюри Каннского кинофестиваля.

Получать призы и лелеять надежды лента «Мамочка», выдвинутая Канадой на «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке», имеет полное право. Несмотря на 25-летний возраст, Долан в своей новой работе (это уже пятый фильм канадского сценариста, режиссера, актера, и продюсера) поднял вечную проблему «отцы и дети», точнее «матери и сыновья», которые (цитата) «ближе, чем мужчина с женщиной». Но исследуя в жанре драматического, жестокого реализма психологию взаимоотношений 47-летней женщины и ее сына, изучая стокгольмский синдром, сыновний эдипов комплекс, подростковое самоутверждение и неведомым образом проникая в психофизику матери одиночки, Долан затрагивает и общечеловеческую беду – нежелание расстаться с прошлым, которое часто кажется людям счастливее настоящего.

…Не самая молодая, не самая богатая и явно не придерживающаяся норм поведения для дам своего возраста вдова Диана Депре вынуждена забрать из специнтерната сына Стива, подростка лет 14-15, страдающего синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). В интернате парень «начудил» - устроил пожар, в результате которого получил ожоги остающийся за кадром ребенок. Совместная жизнь на съемной квартире у мамаши, практически тут же теряющей машину и работу, и ее сына, которому светит только домашнее обучение - череда скандалов и пылких признаний, любви и ненависти, ад на дому. Пока экспрессивная мама моет полы в домах состоятельных граждан и пытается найти работу поприличнее, накал патологической семейной атмосферы понижает соседка – Кайла, взявшая на себя труд заниматься с буйным подростком...

Сюжет фильма можно описать несколькими предложениями, но на экране простые описательные фразы воплощаются в актерскую игру, не знающую равных по психологизму. Напряжение, в котором два с лишним часа держат зрителей Энни Дорвал (Диана), Антуан-Ольвье Пилон (Стив) и Сюзан Клеманн (Кайла), усугублено необычным форматом изображения: большую часть фильма герои существуют на экране в рамках квадрата, напоминающего инстаграмовские снимки, что позволяет говорить о том, что лента снята в основном на крупных и средних планах. Формат 1х1 - это рамки, в которые чувствуют себя загнанными герои, застрявшие в своих проблемах. Рамки эти может временно физически расширить, раздвинуть руками (!) счастливый своей свободой Стив, катающийся на лонгборде вместе с обеими «велосипедизированными» «мамочками». А могут они раздвинуться и при движении троицы вперед на автомобиле, но ощущение единства и счастья будет уже обманным…

Самый удивительный эффект картины Долана: считываемость предысторий абсолютно закрытых героев, познавать которых приходится лишь по сиюминутному их существованию в кадре и бессвязным обрывкам экранных разговоров. Получается, что каждый из троицы живет вчерашним днем: кто-то ищет в нем основу для психологической стабильности, а кто-то, напротив, утратил там таковую и тащит эти проблемы за собой в настоящее.

Так, для Дианы, плохо контролирующей и свою собственную жизнь, самым благополучным периодом в ней был брак с покойным мужем: сетуя на старые вещи, нуждающиеся в гаражной распродаже, она так и не решится расстаться с ними, несмотря на безденежье – словно удерживает в доме прошлое счастье, которого и след простыл. Ее будущее, грезящееся ей в мечтах - Стив, который обязательно будет счастлив в браке.

В попытке подзарядиться былым семейным счастьем родителей Стив бесконечно прослушивает диск с музыкой 90-х, которую когда-то записал ему отец. Его неосуществимая мечта, его несбыточное будущее принадлежит только ему: матери в этом будущем нет, а Стив хочет поступить в известный колледж искусств.

Заикание и «творческий отпуск» бывшей учительницы, смиренницы Кайлы несомненно связаны с какой-то историей из прошлого ее семьи, успокоение от которой она находит в доме своих соседей. Здесь она неожиданно для себя из вчера перемещается в сегодня - перестает заикаться и чувствует себя нужной, фактически являя образчик той матери, что необходима Стиву, импульсивность которого все время подогревается резкостью и показной бравадой Дианы. И будущее Кайлы зависит только от ее сегодня, в котором ей еще предстоит навести порядок (так и случится, судя по ее последним репликам).

В какой-то момент начинает казаться, что история может получить хэппи-энд, но биологическая мамочка совершит предательство. Нет, не из страха перед медицинскими проблемами сына (хотя в начале фильма она чуть ли не клянется, что скептики будут посрамлены чудом ее материнской любви), а из осознания того, что ей, признавая сына вменяемым и здоровым, никогда не расплатиться по иску родителей пострадавшего в пожаре малыша. Чтобы никто и никогда не догадался об истинной причине ее поступка, она прячет судебное извещение и совершает законодательно закрепленное в Канаде родительское предательство – сдает сына в психиатрическую клинику, лишая будущего и его и себя. Долан не морализирует, он констатирует ошибочность личного счастья матери вне судьбы ребенка. Но каждый имеет право увидеть в ленте что-то свое…

©  АРГУМЕНТЫ НЕДЕЛИ. Санкт-Петербург

Адрес страницы (для ссылок на эту статью): http://AN-Piter.ru/29208

//  Культура
  Премьера спектакля «Царь-рыба»
  «Арлекин» уже близко
  Премьера спектакля «Ретро»
  Риск – благородное дело молодых
  Юбилейный XXV Международный «Брянцевский фестиваль» детских театральных коллективов
  Фильм «Марс Экспресс» появится на экранах российских кинотеатров в мае
  Гастроли Новосибирского академического молодежного театра «Глобус» в Санкт-Петербурге
  «И был блин на весь мир!»
  Премьера спектакля «Дорогая Елена Сергеевна»
  Лодейнопольский историко-краеведческий музей
  //  Видеосюжеты
В Петербурге решают судьбу мясокомбината - памятника конструктивизма на Московском проспекте

VK 
//   Новости
  Культура // Премьера спектакля «Царь-рыба»
  Культура // Премьера спектакля «Ретро»
  Культура // Юбилейный XXV Международный «Брянцевский фестиваль» детских театральных коллективов
  Экономика // Сергей Миронов разъяснил «должное благосостояние» пенсионеров, о котором сказал Владимир Путин
  Культура // Фильм «Марс Экспресс» появится на экранах российских кинотеатров в мае
  Культура // Гастроли Новосибирского академического молодежного театра «Глобус» в Санкт-Петербурге
    //  Ленинградская область
  Общество // Масленица в музеях Ленобласти
  Культура // Лодейнопольский историко-краеведческий музей
  Культура // Выставка современного искусства в «Эрмитаж-Выборг»
  Досуг // Музеи в часе езды от Петербурга
  Культура // В 2024 году музей-заповедник «Парк Монрепо» открыл свои двери для юных гостей сразу с несколькими экскурсионными программами
//   Объявления
//  Общество
    На Средней Рогатке потерялась собака
30.05
  Работа  Специалист по работе с пользователями, it-специалист
150 000 р.30.05
  Работа  Специалист по сбыту, it-специалист
150 000 р.30.05
  Работа  Менеджер
150 000 р.30.05
  Работа  Директор департамента программных технологий,it-специалист
150 000 р.30.05
//  Культура
«Арлекин» уже близко
15 апреля в Петербурге стартует XXI фестиваль театрального искусства для детей «Арлекин», в рамках которого вновь состоится вручение одноименной Российской Национальной театральной премии.
//  Культура
  Риск – благородное дело молодых
//  Культура
  Лодейнопольский историко-краеведческий музей
//  Культура
  Подсмотренные истории
//  Культура
  Поэтический разговор о любви
//  Город
Первоцветы на острове Новая Голландия
Фото: Средняя Рогатка
//  Город
  Засыпанный снегом Павловский парк
Фото: Средняя Рогатка
//  Город
  Колечко на память
Фото: Эльвина Одинцова
//  Город
  Зашел в гости
Фото: Средняя Рогатка
//  Город
  Оранжерея ЛГУ им. А.С.Пушкина
Фото: Средняя Рогатка


©  AN-Piter.ru
©   АН-Петербург, материалы
с подписью <АН-Петербург>

Свободное использование в Интернет-пространстве текстов, фото и видеоматериалов, опубликованных с на этом сайте, допускается при условии обязательного размещения гиперссылки на источник публикации, точного воспроизведения используемых материалов. Использование материалов в печатных СМИ допускается с письменного разрешения редакции.
РЕКЛАМА


Редакция сайта: yprokofiev@yandex.ru