Первые поселения в этих местах появились в IX веке нашей эры. В те далекие времена здесь господствовали викинги. Отряды бесстрашных и беспощадных завоевателей, удачливых морских торговцев захватили Балтику и стали продвигаться дальше на юг. Викинги проложили новый морской торговый путь из Скандинавии на Ближний Восток, известный в истории как путь «из варяг в греки». Начинался он в Стокгольме, шел по Балтике и Финскому заливу, затем через Карельский перешеек в Ладожское озеро. Именно по Черной речке, через небольшие водные протоки Карельского перешейка, можно было на корабле попасть в Ладогу. Далее путь пролегал по Волхову и другим рекам до Днепра, впадавшего в Черное море. Конечной точкой путешествия был богатый средиземноморский город и порт Хайфа.
Торговый маршрут соединял холодный, суровый Север со щедрым и пестрым Югом. Но общение и торговля были возможны только водным и морским путем. Ладьи, буера, дракары начинали здесь свой долгий путь на юг. Корабли были небольшие, низкобортные - для удобного переноса по земле на волоках. Но достаточно надежные и быстроходные, оснащенные веслами и парусами. Весь путь «из варяг в греки», от Стокгольма до Хайфы, занимал 150 дней. Через каждый день пути варяги имели остановку на берегу. Одна из их постоянных стоянок находилась в устье Черной речки.
Вначале XI века здесь появились шведы. Собственно говоря, это были те же самые викинги, только принявшие христианство и цивилизацию. Занимались они тем же - морской войной и торговлей. Девять километров течения реки от истоков до впадения в Финский залив шведы назвали «Путем святой Бригитты».
В устье Черной речки была устроена гавань и возведен небольшой деревянный замок. Его гарнизон состоял из 40 рыцарей и 60 кнехтов. Рядом селились мирные жители: торговцы, землепашцы, бортники. Замок Святой Бригитты выполнял функции таможни и пограничного укрепления. Все суда, следовавшие торговым путем, останавливались здесь и платили пошлину. На торговой площади можно было обменять золотые арабские динары, персидские дарики и византийские цехины на европейское серебро. Активно велась торговля беличьими шкурками и другими мехами.
Вокруг замка находились поселения финнов и карел, которые все еще оставались язычниками. Они жили в деревянных домах, углубленных в землю и обогреваемых печами, сложенными из камней. На высоких берегах Черной речки язычники сооружали святилища и приносили жертвы своим богам. И сама река считалась у финнов священным местом. Благодаря темноокрашенным органическим веществам и наличию большого количества окислов железа вода в реке имела необычный темный цвет.
С особым трепетом язычники относились к короткому северному лету. В июне берега Черной речки покрывались белыми кустами черемухи. Это было сигналом для начала празднований. Жители финских поселений в светлые «белые ночи» ходили по лесу и искали волшебные травы, распевали старинные руны, жгли костры. Кульминацией языческих игрищ становился день Юханнуса, сегодня известный как день Ивана Купалы... |