«Сохрани мою речь навсегда» – шестая лента режиссера Романа Либерова, посвященная «литературным людям». Ранее режиссер, то ли в шутку, то ли всерьез порой упоминающий в интервью некий свой, «личный» список из 137 потенциальных героев, уже представил на суд зрителей фильмы «Юрий Олеша по кличке «писатель» (2009), «Иосиф Бродский. Разговор с небожителем» (2010), «Один день Жоры Вадимова» (2011), «Написано Сергеем Довлатовым» (2012), «ИльфиПетров» (2013). Все это ленты о знаковых фигурах отечественной словесности, и широкая публика разве что чуть меньше остальных знает имя Георгия Вадимова (Волосевича), автора повести «Большая руда», романа «Генерал и его армия», снискавшего в 1995 году премию «Русский Букер», и еще множества прозаических и стихотворных произведений.
Фильмы Либерова неигровые – это единственное определение, которое можно дать им уверенно. Но конкретизировать жанр этих сочинений (так и сам режиссер называет плоды своего труда) весьма трудно. Здесь есть архивная и современная документальная съемка, есть съемка видовая, есть документальная фотография, есть компьютерная графика, есть морфинг и традиционная анимация, фоном для которой служат вышеперечисленные виды визуализации реальности. За кадром здесь звучит музыка, специально сочиненная для такого случая известными музыкантами, а также голоса известных актеров (в «Сохрани мою речь навсегда» это Виктор Сухоруков, Инна Чурикова, Чулпан Хаматова, Александр Феклистов, Мириам Сехон и другие), уговорить которых на съемки дано не каждому режиссеру, и аудиозаписи голосов самих героев, что сплошь родом из прошлого века.
Сюжетом каждого фильма является жизнь конкретного человека, героя, нет, не фильма, а своего времени, но в качестве героя современниками почти не замеченного. И связного рассказа о нем «в лучших традициях» зритель здесь не получит: все фрагментарно и даже, на первый взгляд, разрозненно – обрывки произведений и цитат, мысли, голоса, «картинки», факты… Но общее впечатление от увиденного коллажа «на тему» – всегда удар в поддых, за которым следует сильнейшая эмоциональная волна, столь же неопределенная, как и жанр самих лент Либерова. Зрители одновременно могут ощущать нежность, жалость, гордость, любовь, сожаление, а главное – желание срочно перечитать строки наследия, оставленного героем только что увиденной ленты.
В фильме «Сохрани мою речь навсегда» ко всем уже знакомым элементам «фирменного» киноколлажа (кто бы из киноведов нашел определение трудам Либерова!) режиссер добавляет кукольный формат, но не анимационный, а марионеточный, свидетельствующий о незримом присутствии в кадре, да и во всей киноистории нашего с вами современника.
Марионеткой, живущей в кадре на фоне соответствующих ее размеру декораций, здесь представлен меняющийся от начала истории к ее печальному концу образ
Мандельштама. «Живущей» - не оговорка: лицо куклы, созданной петербургской художницей, создательницей театра «Кукольный формат» Анной Викторовой портретно соответствует облику поэта в молодые годы и на излете жизни, а управление марионеткой порой создает впечатление реального, «человеческого» движения. В ленте также есть еще несколько кукольных образов посетителей знаменитого арт-подвала «Бродячая собака» (в том числе Анны Ахматовой), но, в отличие от эмоционально подвижной, экспрессивной марионетки Мандельштама, они (также при наличии внешнего сходства с оригиналами) не производят столь «живого» впечатления.
Видовые съемки для ленты проводились в Берлине, Гейдельберге, Париже, Реймсе, Венеции, Флоренции, Риме, Афинах, Ереване, Твери, Воронеже, Чердыни и Владивостоке, где и оборвалась жизнь поэта, имя которого чаще всего ассоциируется с нашим городом. За чей счет снимает Либеров? Фактически за собственный: средства на фильмы он собирает методом краудфандинга – деньги жертвуют люди, кто сколько сможет. Иногда находятся и крупные жертвователи, но в любом случае параллельно с творческой работой продюсер Либеров проворачивает обычно и огромную финансовую. Ради чего? Не похоже, чтобы ради одного самовыражения. И лента о Мандельштаме окончательно должна пресечь все вопросы «Зачем?». Ее лейтмотивом становится первое четверостишие из стихотворения «Сохрани мою речь навсегда», написанного Осипом Эмильевичем 3 мая 1931 года: оно служит отправным моментом финального рэпа в исполнении Ивана Алексеева (Noize MC). После петербургской премьеры фильма некоторые зрители (из числа явно давних, немолодых поклонников творчества Мандельштама) рэп этот (как и голос Виктора Сухорукова, ставший частью образа поэта), увы, не приняли. Но именно это современное, «молодое» исполнение мандельштамовского стиха, как и сам фильм Либерова, и есть лучшее доказательство, что наказ поэта, заложенный в его строки нашими современниками, выполнен. Как сохранена и приумножена Либеровым память и о других «литературных людях», которые могут и должны оставаться частью современного культурного пространства. |