Высокий разряд – дело наживное
Первый звонок на машиностроительный завод «Арсенал», которому требуются токари, операторы станков ЧПУ, фрезеровщики.
- Да, наше производство развивается, - говорит руководитель отдела по подбору и комплектованию персонала Матвей Слободян. - Сегодня «Арсенал» выпускает космическую технику, военное оборудование. У нас есть серьезные заказы, и нам требуются высококвалифицированные рабочие.
- А выпускников училищ и техникумов берете? Ведь у них максимум 3 разряд, а вам, судя по объявлению, нужны рабочие с 5-6 разрядом?
- Берем! И доводим их до высокого разряда. Разряд здесь не самое главное.
- А что самое?
- Желание молодого человека и уверенность в выборе профессии.
Ведь случается, что выпускник училища придя на предприятие через некоторое время переходит на другое. И причин тому немало: у завода спад производства, и рабочий, например, идет в строительную отрасль, где зарплата бывает выше. Или ему не подошли условия труда, низкая зарплата или с коллективом он не ужился, с нормой не справляется, а помочь ему некому. Так вот на «Арсенале» делается многое для того, чтобы молодежи не захотелось уходить с завода. Выпускник училища получает от 35 тысяч. А зарплата рабочего 5-6 разряда уже 50-60 тысяч.
- Думается надо как-то закреплять выпускника училища к тому предприятию, где он проходит практику, - считает Матвей Владимирович Слободян.
Но законом его не прикрепить, значит, надо увлечь, заинтересовать - зарплатой, соцпакетом, карьерой. Так и делают на «Арсенале». Здесь с успехом проводится конкурс «Молодой лидер «Арсенала». И выпускник училища знает, что при хорошей работе он может выйти в бригадиры, и по желанию его могут от завода направить на учебу в вуз.
Перспективу Матвей Владимирович видит в укреплении связей с профессиональными училищами.
В связке с профобразованием
На заводах компании «Силовые машины» тоже дефицит квалифицированных рабочих. Перечень профессий такой же - токарь, оператор станков с ЧПУ, фрезеровщик, электросварщик, причем, с разрядами не ниже пятого.
Учитывая специфику производства «Силовых машин» и особенности изготовления выпускаемой продукции, очень сложно покрыть кадровый голод только c помощью найма новых рабочих, так как адаптация занимает от полугода до года.
Базовыми для «Силовых машин» училищами являются — электромашиностроительный колледж и техникум энергомашиностроения и металлообработки, которые обучают рабочим специальностям.
- Чтобы подготовить высококвалифицированного рабочего необходима практика на оборудовании, которое, находится именно на нашем предприятии и которого нет в учебных мастерских, - комментирует Елена Мордвинова, начальник управления развития персонала «Силовых машин».- Подготовка по машиностроительным профессиям - процесс дорогой и трудоемкий и поэтому данному учебному заведению без участия самих компаний с ней не справиться. Совместно с техникумами мы стараемся решить этот вопрос, обеспечиваем возможность прохождения практики на реальном производстве, выплачиваем специальные стипендии. Технологичность нашего производства требует не только высокой квалификации рабочего, но и быстрой без отрыва от производства адаптации к новым условиям труда и освоению новых технологий. Именно поэтому в компании широко развито и, безусловно, дает свои плоды наставничество.
Наиболее востребованные позиции, по словам Елены Валентиновны, «Силовые машины» закрывают за счет внутреннего совместительства, освоения смежных профессий, повышения квалификации. Компания имеет лицензию на образовательную деятельность в связи с уникальностью некоторых профессий.
Новые специальности привлекают молодых
- Сегодня каждый четвертый выпускник 9-х и 11-х классов петербургских школ поступает в профессиональные образовательные учреждения. Кого в них готовят?
- Это в основном специалисты ведущих отраслей экономики Санкт-Петербурга, таких как: судостроение, машиностроение, IT-технологий, строительство, реставрация, сфера обслуживания и общественного питания, жилищно-коммунальное хозяйство, легкая промышленность, туризм и гостиничный сервис, педагогика, - разъясняет начальник отдела профессионального образования Комитета по образования Санкт-Петербурга Владислав Фролов.
Система профтехобразования довольно быстро реагирует на изменения происходящие на рынке труда. Например, в прошлом году было открыто 7 новых специальностей по востребованным сегодня направлениям: водоснабжение и водоотведение, техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники, технология деревообработки и других. Открываются новые специальности. Например, судостроитель-судоремонтник неметаллических судов, мастер жилищно-коммунального хозяйства, технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий и другие. И в то же время закрываются или уменьшается прием на такие невостребованные специальности, как секретарь, контролер банка, продавец контролер-кассир.
Когда-то Ленинград был столицей ПТУ. В городе насчитывалось полторы сотни училищ. А потом они стали закрываться, их учебные корпуса и общежития отдавались банкам, офисам, всем, кому угодно, только не учащимся. Некоторые училища сливались с другими, и при этом уничтожалась мастерские, уходили мастера… И сегодня многие считают, что профтеобразование приказало долго жить…
- Безусловно, это не так, - возражает оппонентам Владислав Фролов. - Только за три года (с 2012 по 2014) из бюджета Санкт-Петербурга было выделено более полумиллиарда рублей на модернизацию оборудования и мастерских наших техникумов и колледжей – в прошлом профтехучилищ. За шесть прошедших лет в реконструкцию этих учреждений правительство города вложило более 2,5 миллиардов рублей. В модернизации профессиональных образовательных учреждений активное участие принимают и городские предприятия.
В ряде учебных заведений, таких как колледж водных ресурсов, садово-архитектурный колледж, техникум «Автосервис», невский колледж им. А. Г. Неболсина, колледж электроники и приборостроения, колледж судостроения и прикладных технологий, колледж метрополитена за последние годы за счет средств работодателей была проведена модернизация в объеме 8 млн. 165 тыс. рублей. А в прошлом году на эти мероприятия работодатели Санкт-Петербурга выделили более 18 миллионов рублей.
Сегодня работодатели поддерживают финансово не только училище в целом, но и его питомцев. Например, объединение «Климов» выплачивает стипендии лучшим обучающимся техникума Приморский в сумме 3000 рублей, а «Водоканал» выделяет корпоративные стипендии студентам колледжа водных ресурсов размере до 1500 рублей. В прошлом году «Метрострой» на выплату стипендий направил более полумиллиона рублей.
Всего предприятиями на выплату стипендий и премий учащимися в прошлом году было направлено 5 млн. 374 тыс. рублей.
Учебная аудитория в цехе
- В сегодняшних профессиональных училищах города теория и практика занимают две равноценные части учебного процесса, - продолжает свой рассказ Владислав Фролов. - Для проведения практики в училищах создаются учебные хозрасчетные подразделения, оснащенные современным высокотехнологичным оборудованием. Так, например, в радиотехническом колледже в рамках сотрудничества с резидентом фонда «Сколково» от кластера космических технологий, лабораторией проектирования сверхмалых космических аппаратов «Астрономикон», открыто хозрасчетное структурное подразделение по выпуску электронных плат для использования в космической отрасли. Здесь осуществляется автоматизированное производство радиоизделий.
На площадке образовательного технопарка, который будет создан в нашем городе в скором времени, предполагается организовать как профессиональное образование учащихся, так и переподготовку и профессиональное обучение взрослых по таким направлениям, как «программирование», «робототехника», «IT-менеджмент», «системное администрирование», разработка и реализация инновационных программных продуктов.
Помогут вырастить высококвалифицированных рабочих и долгосрочные партнерские отношения с ведущими объединениями города. Такую программу по комплексному сотрудничеству в семи направлениях деятельности подписали одиннадцать ведущих союзов и ассоциаций работодателей Санкт-Петербурга.
Профориентация… с детского сада
Как известно, в училища и колледжи принимают без экзаменов, хотя недобор все-таки случается. Что же делать? Выход один : знакомить будущих выпускников школ с училищами и предприятиями города заблаговременно. За последние два года в специальных экскурсиях по профориентации приняли участие более 6000 учащихся. Устраиваются дни открытых дверей и различные конкурсы и в самих училищах. Заметим, что знакомят с профессиями не только старшеклассников. Так, например, «Адмиралтейские верфи» в День знаний пригласила на экскурсию в музей завода не только учащихся колледжа, но и даже …воспитанников детского сада.
Практика показывает, профессии, связанные с промышленностью, выбирают дети, которые посещают кружки технического творчества. В Санкт-Петербурге сегодня 2,5 тысячи таких кружков, в которых занимается более 40 тысяч детей. Значит и этих ребят надо детально знакомить с рабочими профессиями, техническими колледжами.
- Но набирать в рабочие профессии надо не только школьников, но и взрослых людей, - подчеркивает Владислав Фролов. - И для этого в большинстве училищ организовано профессиональное обучение – переподготовка и повышение квалификации. В прошлом году выпуск в 49 техникумах и колледжах комитета по образованию составил 11321 человек. И ровно столько же взрослого населения прошло переподготовку и повышение квалификации.
Татьяна ЗАЗОРИНА |