Когда-то возле станции метро «Удельная» был ларечек, привлекавший покупателей со всего города. Здесь можно было купить различную кухонную мелочь, то, чего в крупных магазинах в ту пору просто не было. Со временем ларечки стали пропадать, а вместо них появились магазинчики «Товары из Финляндии», где вам непременно доверительным тоном сделают предложение: «Вы можете заказать у нас свежепосоленную форель или лосося, сыр, колбасу, йогурт, сосиски, фрикадельки, словом, что пожелаете… Заказы принимаем даже по телефону, вот и визитка наша…». Между тем, ничего из перечисленного на прилавке не лежало.
Свежесть и происхождение определить не удалось…
Съездить в выходной в Финляндию среднестатистическому петербуржцу все же накладно. Одна только страховка на машину и бензин обойдутся в 3000 рублей, не говоря уже о потери нескольких часов в очереди на границе. А тут — заказал засоленного лосося, да еще приправленного специями, и… получай удовольствие.
Но вот с удовольствием одному нашему читателю как раз и не повезло. В магазине ему предложили половинку разделанной и засоленной форельки за 510 рублей. «Заказал ее ктото да так и не пришел за рыбой…», — объяснили продавцы, показывая кусок рыбы вовсе не в фирменной упаковке известного финского рыбного магазина. Читатель наш усомнился в ее свежести и цвете и заказал рыбу из нового привоза. В назначенный день за заказом пришла его жена. Заплатив 510 рублей, она принесла домой все тот же кусок рыбы, который ее мужу предлагали еще три дня назад… Предъявлять магазину какиелибо претензии было бессмысленно, ведь официально он продуктами не торгует. Кто и как разделывал и солил эту рыбу, остается загадкой. Как и ее происхождение. Увы, в таких магазинчиках, торгующих из-под прилавка, появляются зачастую и продукты с критическим сроком годности.
Федот, да не тот...
То ли запуганные телевизионными передачами о качестве лежащих на наших прилавках продуктов, то ли по каким иным причинам, некоторая часть петербуржцев предпочитает все же финские продукты, которые принято считать наиболее экологически чистыми. Но вот стоит ли покупать их из-под прилавка?
На рынке продовольственных магазинов города на Неве уже действуют два финских игрока. Первой в город пришла SGroup, открывшая сеть гипермаркетов Prisma. Затем в конце прошлого года развивать свою сеть начала компания Kesko с магазинами K-Ruoka. Финны полны оптимизма, и на недавно прошедшем Российско-Финляндском торговом форуме генеральный директор Союза финской торговли Юхани Пеккала подчеркнул: «Продовольственный сектор будет развиваться в ближайшие годы очень активно, ведь российский потребитель доверяет финским брендам, считает их качественными. А в Финляндии, как известно, очень сильная пищевая промышленность, заинтересованная в выходе на новый рынок».
Пластиковые корзинки, форма персонала, стеллажи с товаром — все вроде бы, как в Финляндии, вот только торгуют здесь практически тем же товаром, что и в любом универсаме. И купив дисконтную карту питерского супермаркета, очень похожую, кстати, на ту, что лежит в кошельках финнов, ехать с ней через границу не стоит — там она не действительна. Как говорится, Федот, да не тот... И все же изредка тут попадаются на глаза ценники с бело-голубым флажком, так здесь помечают финские товары. Например, масло или сыр, изготовленные известнейшей фирмой по производству молочной продукции. Так ведь их в Петербурге можно без проблем купить в любом магазине. Вообщето, по словам обслуживающего персонала, финских товаров здесь не больше 10%. И на вопрос, что у вас тут есть финского, обслуживающий персонал шутит: «Владельцы».
Сейчас финские бренды сталкиваются с недобросовестной конкуренцией: предприимчивые россияне покупают не только продукты, но и одежду в приграничных магазинах, оформляют такс-фри и продают в интернете на 30% дешевле. На эту практику пожаловался уже на упомянутом нами торговом форуме президент SOK Retail International Oy Веса Пуннонен.
У россиян есть деньги, надо этим пользоваться — считают бизнесмены страны Суоми. Интерес объясняется покупательской способностью жителей пятимиллионного города — почти столько же проживает во всей Финляндии. Поэтому уже сейчас финский экспорт в Россию больше, чем, например, в Германию.
Цены в Финляндии, самой дорогой стране Евросоюза, все же выше питерских. Но это россиян не смущает. Их привлекает качество. Вот и строят финны возле границы в расчете на русского покупателя один магазин за другим. Даже ценники в них давно уже на русском языке, без знания которого в магазин на работу не примут.
За спичками
На вопрос «Зачем едешь в субботний день в Лаппеэнранту?» приятель отшутился: «За спичками». Сотни машин стоят в любой рабочий день недели на всех МАПП в ожидании своей очереди, чтобы пересечь границу и через несколько часов, заполнив багажники, вернуться из Финляндии обратно. Отпускники? Безработные? Или спички у всех закончились?
Согласно данным Выборгской таможни, в выходные дни границу пересекают до 30 000, а в будние дни около 19 000 человек, это не говоря о днях праздничных и каникулярных. Около 50 000 в обычную неделю! Даже если каждый петербуржец потратит в финских магазинах лишь 200 евро, то получается, что еженедельно наши соотечественники оставляют в Финляндии до 10 000 000 евро! Но тратят, похоже, значительно больше, оставаясь на ночевки. Весьма заметное вливание в экономику соседней страны. Толпы жителей Северной столицы с утра до вечера кружатся меж стеллажей с продуктами, утрамбовывая тележки супермаркетов всякой всячиной вплоть до детских подгузников.
Финны довольны: количество рабочих мест в сфере торговли и обслуживания на северо-востоке страны растет стремительно. А недавно на одном популярном портале промелькнула информация о том, что власти Лаппеэнранты намерены сделать свой город привлекательным местом не только для шопинга, но и проведения свадеб питерских женихов и невест.
Точной цифры никто не назовет
Главный государственный таможенный инспектор по связям с общественностью Выборгской таможни Ирина Мостепанюк рассказала корреспонденту «АН», что только в I квартале 2013 года Выборгской таможней было возбуждено 198 дел об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 16.3 КоАП РФ. Дела возбуждены в отношении граждан, попытавшихся ввезти в Россию через таможенные посты автомобильных пунктов пропуска, мясо охлажденное общим количеством около 2,5 т. За это правонарушение таможней было наложено штрафов на сумму более 292 000 руб. А рыбы было изъято за это же время более 1 т, что пополнило казну в виде штрафов еще на 140 000 рублей. Но это, как говорится, то, что было выявлено. Капля в огромной реке продуктов, текущей из Финляндии в Россию явно не для личного потребления. Ирина Мостепанюк подчеркнула, что «контроль товаров и транспортных средств осуществляется выборочно в рамках системы управления рисками». Проверить весь товар, перемещаемый через границу, физически невозможно.
В любой день недели можно наблюдать одну и ту же картину возле торговой базы Kesko в Лаппеэнранте, когда «шоптуристы» перегружают в огромные багажники 50-местных автобусов доверху забитые корзины продуктов. Масштабы покупок явно говорят о том, что предназначены они для коммерческой деятельности. Но границу, как правило, такие «туристы» проходят всего лишь проштамповав паспорта, в которых порой и место для штампа найти трудно. Сколько же таможенных платежей недосчитывается бюджет за один только месяц на одном таможенном посту Выборгской таможни? Вопрос этот остается открытым. |