Что сейчас происходит с петербургскими дальнобойщиками? По словам председателя совета профсоюзной организации грузоперевозчиков СЗФО «Дорога жизни» Александра Расторгуева, большая часть водителей не работает уже больше трех месяцев. «Частники практически все стоят. Работа есть, но из-за «Платона» боятся нарваться. При этом ставки на перевозки еще не увеличили. Люди просто чего-то ждут». Потери в деньгах большие и дальше терпеть сил уже нет, надо что-то предпринимать, поясняет профсоюзный лидер.
Примеров того, как кого-то оштрафовали по «Платону» в Петербурге Александр Расторгуев не знает. Возможно оштрафованные есть, говорит он, но точно не в Петербурге. Дело еще в том, что нет самих приборов, по которым «Платон» взимает плату. «У нас их попросту еще нет. Обещают, что они должны будут поступить только в 20-х числах февраля».
Тогда как же ездят сейчас? Пока дальнобои ездят по дорожным картам, использующимся вместо «платоновских». Но ездят хитро. «Многие наши питерские карту покупают, доезжают до Москвы и там эту карту аннулируют. Затем из Москвы выезжают, карту снова покупают и уже здесь в городе опять ее аннулируют», - поясняет Александр Расторгуев.
Крупные компании, «Деловые линии», «Магнит» и прочие ездят, как и раньше, и у них приборы уже получены. Вот только пользуются они ими, по словам Александра, оригинально: «Формально все приборы у них получены, но на самом деле они их просто бросают в бардачок и не подключают. Видимо, эти сети пока просто не проверяют. Должно быть, как-то с властями договорились».
Понятно, что долго все это продолжаться не может и те дальнобойщики, которые объединились в профсоюз, с 20 февраля собираются объявить забастовку. Протестующие требуют отменить «Платон» полностью, а промежуточные уступки, в виде отсрочки повышения тарифов и снижение штрафов за неуплату, их не устраивают. Почему?
Математика здесь простая. Антон Бульясов, дальнобойщик, работавший раньше по ИП и специализировавшийся на перевозках между Москвой, Московской областью и Петербургом, объясняет: «За год набегает около 100 тысяч км пробега. Даже если платить по 1,53 рубля — это минус 150 тысяч, что соответствует почти трети моей годовой прибыли на машину. То есть, мой доход будет где-то 300, от силы 350 тысяч в год или 30 тысяч в месяц, максимум, при условии, что я не покупаю колеса, не плачу никаких штрафов и машина у меня не ломается вообще. А если введут 3,06 или 3,73, то я себе в убыток работать начну».
Более детальную арифметику приводит другой дальнобойщик, частный предприниматель Максим Шевелев. Он сам ездит и у него еще три машины — накопил на них за 15 лет пеервозок.
«Возьмем тентованный полуприцеп, который возит грузы (в основном китайский ширпотреб, бытовую технику, мебель и т.д.) по маршруту Санкт-Петербург — Красноярск. Ставка за километр вместе с НДС от 40 до 32 рублей. Средняя — 35 рублей за км. Расстояние в один конец — 4500 км. В обратную сторону, ставка ниже, в среднем 17 рублей. Выходит, что средняя ставка в оба конца — 26 рублей. А общая валовая выручка на 9000 км — 234 тысяч рублей, - подсчитывает Максим Шевелев. - Из этих денег надо сразу отдать зарплату водителю — 4 руб за км или 36 тысяч рублей. Вычитаем их из 234 тыс. рублей и остается 198 тысяч.
Затем идут расходы на топливо (солярка) — в среднем12,25 рублей на км, а значит на 9 тыс. км уходит 110 тысяч рублей. Остаток 88 тысяч. Из него вычитаем техническое обслуживание — в среднем 3 рубля на км или 27 тысяч. Остается 61 тысяча рублей».
Вот из этой суммы, которая получается, если фура прошла трассу идеально и «ни один гаишник ее каким-то чудом не оштрафовал», надо вычесть «Платон». Если платить по 3,06 рубля за км, то выходит 27,5 тысяч, а если по 3,73 — 33,5 тысячи рублей. В итоге, подсчитывает Шевелев, от той 61 тысячи остается 33,5 или 27,5 тысяч.
«Такой рейс, туда-обратно, занимает почти 2 недели, то есть за месяц можно сделать два рейса. В итоге общий доход за месяц при «Платоне» в 3,06 рублей — 55 тысяч. При условии, что никаких форс-мажоров и штрафов. А ведь с этих денег надо и другие налоги заплатить, и на бухгалтерию потратиться. По 1,53 рубля за километр, остаток выше, да — где-то 90 тысяч. Так мы же еще колеса покупаем, да и без штрафов на самом деле круглый год не проездишь», - говорит Максим Шевелев.
С ним согласен другой питерский дальнобойщик Владимир Совенко, в парке у которого было пять машин и которые он уже «за копейки» продал: «Смысла на самом деле нет. Да, некоторые бастуют, собираются в новый поход идти, но по-моему, затея бессмысленная. Сейчас многие уходят. Мы на тентованных фурах работали, рефрежераторы и вообще перевозка продуктов — немножко другая ниша, которую в основном занимают крупные сети, типа «Магнита», и куда войти сложно. Кстати, водители, что со мной работали, пытаются в эти сети сейчас устроится. Бизнес укрупняется будет, а нас просто выдавили».
По поводу будущего мелких перевозчиков Владимир Совенко высказывает очень распространенную сегодня точку зрения — дальнобойщики уже вряд ли смогут работать на себя как прежде.
Борис Ковардин |